Главная В избранное
Драгоценные камни
драгоценные камни --- камни знаков зодиака --- камни талисманы амулеты обереги
Овен Телец Близнецы Рак Лев Дева
Весы Скорпион Стрелец Козерог Водолей Рыбы
     
СТАТЬИ и ОБЗОРЫ:
Выбор драгоценных камней и ювелирных украшений

Ювелирные дома

Ювелирное искусство и мода

Талисманы, амулеты, обереги, магия камня

Лечение камнями - литотерапия, стоунмассаж

Интересные истории о драгоценных камнях

Сонник (толкователь снов)

Гороскоп совместимости по годам рождения





 
  Авантюрин
Агат
Азурит
Аквамарин
Александрит
Алмаз
Альмандин
Амазонит
Аметист
Аметрин
Аммолит
Апатит
Берилл
Бирюза
Верделит
Гагат
Гелиодор
Гелиотроп
Гематит
Гессонит
Гиалит
Горный хрусталь
Гранат
Демантоид
Жадеит
Жемчуг
Змеевик
Изумруд
Кварц
Коралл
Корунд
Кошачий глаз
Лабрадор
Лазурит
Лунный камень
Малахит
Нефрит
Обсидиан
Оникс
Опал
Перидот
Перламутр
Раухтопаз
Родолит
Родонит
Рубеллит
Рубин
Сапфир
Сардоникс
Сердолик
Тигровый глаз
Топаз
Турмалин
Флюорит
Халцедон
Хризоберилл
Хризолит
Хризопраз
Цитрин
Циркон
Чароит
Шпинель
Янтарь
Яшма

ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ И ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ В КНИГАХ ПИСАТЕЛЕЙ
Не перечислить все книги и литературные источники, в которых так или иначе упоминаются ювелирные украшения и драгоценные камни.

Не счесть и произведений, сюжет которых построен на истории приобретения, потери и возвращения именно перстня. Так, в перстне, который подарил коварной миледи благородный Атос, знаменитый герой романов А. Дюма, сияет сапфир.

В другом перстне — перстне Борджа горит и сверкает бриллиант. Перстень этот передавался по наследству представителями знатного старинного итальянского рода Гамбарини. Но по мере развития повествования, состоящего из трех романов («У королев не бывает ног», «Перстень Борджа» и «Прекрасная чародейка») известного чешского писателя Владимира Неффа, он побывал во многих городах и странах мира у самых разных людей — от турецкого султана до актрисы-певицы. Недаром, определяя жанр этого произведения как исторический, его еще называют авантюрным романом.

А роман Джона Рэтклиффа «Роковой бриллиант Дома Романовых» начинается с разговора в Екатеринбурге между отрекшимся от престола императором Николаем II и его женой Александрой Федоровной (Алике): обнаружилась пропажа зашитой в шубу фамильной драгоценности - «Голубого Могола»...

Перстни и камни... Скольких людей привели они к преступлению. Это тоже нашло отражение в творчестве писателей. Так, сапфир, искрящийся на кресте отца Брауна из рассказа Г. Честертона, соблазняет и манит жулика Фламбо...

А порой это просто украшения, которые носят герои и героини романов. Вот как описывает Лев Толстой Анну Каренину: «Анна была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы растрепавшейся прически».
А вот что увидела героиня «Войны и мира» Наташа Ростова, когда приехала на свой первый бал: «Зеркала на лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях».

Джон Голсуорси в своей известной «Саге о Форсайтах» описывает, как главный герой Соме дарит своей дочери Флер в годовщину ее свадьбы брошь: «причудливо выточенный, причудливо переливающийся кусочек опала в оправе из драгоценных бриллиантов. «О, какая прелесть»,— обрадовалась Флер. «Венера, выходящая из морской пены, или что-то в этом духе,— проворчал Соме.— Редкость. Нужно ее смотреть при сильном освещении».

Теодор Драйзер в романе «Финансист» подробно описывает, как его героиня юная Эйлен готовится к балу. Они примерила несколько платьев и остановилась па черном шелковом платье с блестками и серебристым тюлем, кокетливо драпировавшем бедра. Но нужно подобрать украшения: «Красные кораллы? Они выглядят слишком просто. Нитку жемчуга? Тоже не подходит. Наконец, она вспомнила о своем ожерелье из темного янтаря, никогда ей особенно не нравившемся, и — ах, до чего кстати оно пришлось! Каким нежным, гладким и белым казался ее подбородок на этом фоне!».

У великого русского писателя А. И. Куприна есть очень много произведений, посвященных этой теме. Вот его небольшой рассказ-зарисовка «Бриллиант». Он пишет о том, как завороженные люди не могут отвести взгляда от витрины с ювелирными изделиями: «...стоят, с бледными лицами, с широко раскрытыми, неподвижными глазами!» Что так очаровало их? «...два бриллианта, каждый величиной с лесной орешек, их граней, их очертаний не видно. Это не камни — это два странные таинственные огня. Они горят, дрожат, играют, переливаются, смеются тысячами неуловимых сияющих, лукавых улыбок, и манят, и обещают, и обманывают...»

Далее писатель объясняет, почему столь разных людей преследует одна и та же мысль: «Если бы! Если бы чудо? Если бы найти на улице? Если бы чья-то неожиданная щедрость?... Если бы... Если бы украсть, но так, чтобы никто никогда не знал об этом».
А все это потому, что в этих «двух кусочках угля» сосредоточены: «богатство, роскошь, почет, женская любовь, власть».

Замечателен финал этого небольшого рассказа. Куприн пишет, что «из-за драгоценных камней велись кровопролитные войны» и приводит анекдот о том, как улыбающаяся царица Клеопатра выпила, растворив в бокале вина, жемчужину, равной которой по величине и красоте не было в мире. Но, вероятно, никто не знает, что случилось сразу же после этого безумного пиршества.
Случилось же вот что. В порыве гнева царица вонзила в грудь своей рабыни острую головную булавку. А когда та застонала, приказала в ярости ей замолчать. А затем решила удавить пленного грека-философа, хотя накануне «имела тонкий замысел» устроить с ним ученый диспут в присутствии высоких римских гостей и, продемонстрировав свой ум, красноречие, великодушно возвратить ему свободу.

«Земные владыки нелегко расстаются с этими маленькими вещицами»,— утверждает писатель. Вспомним его знаменитый «Гранатовый браслет». Автор пишет, что княгиня Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства, получив браслет и записку, «...как настоящая женщина... сейчас же отложила записку в сторону, чтобы посмотреть на браслет».
Далее следует точное описание самого ювелирного изделия: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрыт небольшими старинными, плоско отполированными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов — кабошонов, каждый величиной с горошину.
Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой глянцевой поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни». (Интересно, что Куприн описал браслет жены. Этот браслет недавно передан в Пушкинский дом.) «Точно кровь! — подумала с неожиданной тревогой Вера».

Дальнейшая трагическая история подаренного браслета всем известна. Но подводя к ней медленно и тонко, талантливый писатель описанием камней как бы готовит нас к неизбежному тяжелому концу. «Вера... не могла отвести глаз от пяти алых кровавых огней, дрожавших внутри гранатов». Так описание камней рассказало о «громадной трагедии души», ведь глядя на них, героиня повествования уже предчувствовала «трагический исход».

В произведение А. И. Куприна «Суламифь» включен рассказ о том, как царь Соломон рассудил двух друзей — гранильщика драгоценных камней Ахиора и его друга Захарию, который присвоил камень, принадлежавший Ахиору, а уверял, что передал его жене друга.

А как точны, оригинальны сами описания камней. Они дают возможность нам как бы ощутить, потрогать, увидеть. В своих описаниях камней писатель использует и легенды. Так в «Суламифи», приглашая посмотреть на сапфиры, Куприн характеризует свойства этого синего самоцвета в соответствии с представлением, бытовавшем в древние времена. «Это камень девственности — холодный и чистый. Во время далеких и тяжелых путешествий его кладут в рот для утоления жажды. Он также излечивает проказу и всякие злые наросты. Он дает ясность мыслям. Жрецы Юпитера в Риме носят его на указательном пальце».

Несомненно, что великий русский писатель был, как и Шота Руставели, как и Бунин знатоком и любителем драгоценных камней.
Можно привести много примеров, когда в литературных произведениях приводятся предания о чудесных драгоценных камнях. Часто писатели весь сюжет повествования строят на истории какого-нибудь одного драгоценного камня. Интересно отметить, что порой после выхода в свет подобного рода произведений люди меняли свое отношение к камню, о котором повествовалось, в зависимости от того, какую роль отводил ему писатель.

Поучительна в этом плане история опала, описанная Вальтером Скоттом в романе «Анна Гейерштейнская». Писатель настолько живописно раскрыл роль опала, что быстро распространилось мнение о нем, как о камне, приносящем несчастье. Он долгое время был не популярен, пока изумительная красота обнаруженных в Австралии черных опалов не пересилила это переубеждение.

Бытующее утверждение о том, что большие алмазы не приносят счастья, положено в основу известного приключенческого романа Уилки Коллинза «Лунный камень». С первых строк романа мы узнаем, что похищенный желтый алмаз — «Лунный камень» — несет проклятье тому, кто украл его, и его потомкам. А все дальнейшее увлекательное повествование подтверждает это заявление, сделанное умирающим индусом.

Эту же интригу использовал Конан Дойль в произведении «Ночной кошмар». Известный во всем мире бриллиант «Звезда Родезии» переходит из рук в руки к разным владельцам. И всех, к кому попадает это сокровище, неминуемо постигает насильственная смерть.

Интересны случаи, когда о минералах, которые теперь не добывают, мы узнаем из литературных произведений.
Уральскими самоцветами буквально наполнена «Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова. И как пестрый огонек среди них демантоид (уральский хризолит): «Старичок есть один. Первейший мастер по огранке и с понятием. Он, видишь, всякие камни берет и после огранки продает, а эти камешки у себя оставляет. Огранит — и в сохранное место. Они — говорит,— золотоцветные горы родня, их нельзя на пустяковые подвески держать. Хризолитовая особь для большого дела пригодиться может» (описывается камень, который теперь можно увидеть только в музеях и частных, коллекциях: его месторождения исчерпаны).

Далее идет настоящий гимн Уралу—Каменному поясу: « в таком поясе богатства не счесть, По нашему земли, говорят, широкая лента украшение прошла из дорогих камней. Всякие есть, а больше сзелена да ссиня. Изумруды, александриты, аквамарины, аметистики. А по самой середке той хребтины двойной ряд хризолитов. Видал этот камешек? Помнишь? Он и зеленый и золотистый. Веселый камешек. В сырце, и то любо подержать такой на руке. Так весной да солнышком и отдает. Мы эти камешки золотоцветняками зовем».
Минералоги называют камень этот демантоидом, т. е. подобным алмазу.

Приведенные цитаты из самых различных литературных произведений: стихотворений, поэм, романов, рассказов, несомненно, свидетельствуют о том, что мир драгоценных камней в творчестве поэтов и писателей многообразен, красочен и интересен.

ВСЕ СТАТЬИ О КАМНЯХ

 
Связаться с автором проекта: info мейл dragkam.ru