Главная В избранное
Драгоценные камни
драгоценные камни --- камни знаков зодиака --- камни талисманы амулеты обереги
Овен Телец Близнецы Рак Лев Дева
Весы Скорпион Стрелец Козерог Водолей Рыбы
     
СТАТЬИ и ОБЗОРЫ:
Выбор драгоценных камней и ювелирных украшений

Ювелирные дома

Ювелирное искусство и мода

Талисманы, амулеты, обереги, магия камня

Лечение камнями - литотерапия, стоунмассаж

Интересные истории о драгоценных камнях

Сонник (толкователь снов)

Гороскоп совместимости по годам рождения



 
  Авантюрин
Агат
Азурит
Аквамарин
Александрит
Алмаз
Альмандин
Амазонит
Аметист
Аметрин
Аммолит
Апатит
Берилл
Бирюза
Верделит
Гагат
Гелиодор
Гелиотроп
Гематит
Гессонит
Гиалит
Горный хрусталь
Гранат
Демантоид
Жадеит
Жемчуг
Змеевик
Изумруд
Кварц
Коралл
Корунд
Кошачий глаз
Лабрадор
Лазурит
Лунный камень
Малахит
Нефрит
Обсидиан
Оникс
Опал
Перидот
Перламутр
Раухтопаз
Родолит
Родонит
Рубеллит
Рубин
Сапфир
Сардоникс
Сердолик
Тигровый глаз
Топаз
Турмалин
Флюорит
Халцедон
Хризоберилл
Хризолит
Хризопраз
Цитрин
Циркон
Чароит
Шпинель
Янтарь
Яшма

1900 - 1920 ГОДЫ. ИСТОРИЯ ЮВЕЛИРНОЙ МОДЫ
Вопреки ожиданиям, 1900 год не принес сколько-нибудь значительных перемен в социальной, политической и художественной сферах. Влияние XIX века продолжалось еще более десятилетия, и только после начала Первой мировой войны в 1914 году и Октябрьской революции 1917 года в России, Европа и Америка наконец-то ощутили, что пришел новый век. Первое десятилетие XX века в Европе прошло словно на едином дыхании; Англия еще не видела подобного процветания, а ювелирные изделия там приобретались в беспрецедентных количествах.
С началом войны прекратились официальные приемы и роскошные балы, а драгоценности оказались заперты в сейфах до лучших времен или проданы, чтобы обеспечить выживание своим владельцам.
Во время войны украшения практически не производились, а ювелиры работали на нужды государства или уходили на фронт. Драгоценные металлы стали недоступны, в большинстве стран золотые украшения передавались владельцами государству на финансирование военных действий. Пророческое высказывание лорда Грея 1914 года "Огни горят по всей Европе" напоминало еще и о бунзеновских горелках, полыхавших в ювелирных мастерских Бирмингема.

В первом десятилетии XX века ненадолго расцвели и увяли новые направления в искусстве, начавшиеся в конце XIX века, в частности, ар нуво и движение "Искусств и ремесел". Археологические украшения, которые производили Карло и Артур Джулиано вплоть до 1914 года, мало чем отличались от работ 1890-х годов. Фаберже продолжал производство утонченных изделий с эмалью. Полумесяцы и звезды, типичные для 1890-х, по-прежнему были в моде.
Новые направления в дизайне, безусловно, появлялись, однако они не порывали с традициями, а, наоборот, возвращались к старым темам. Для изделий в эдвардианском и прочих современных ему направлениях ювелирного искусства, отличных от ар нуво, характерны были легкость и тонкость, почерпнутые из XVIII века. Стиль Людовика XVI с его картушами и прочими мотивами в духе рококо был неисчерпаемым источником вдохновения для ювелиров, чуждых крайностей арт нуво, но ценивших его извилистые линии и формы.
Бриллиантовая тиара работы Картье Пара бриллиантовых висячих серег Удивительная брошь с рубинами и бриллиантами в форме бабочки-парусника Пара бриллиантовых висячих серег
Легкость и тонкость изделий начала XX века были бы невозможны, не начни ювелиры использовать платину.
Платина изредка встречается в изделиях XIX века, однако именно в начале XX она получила постоянную прописку в ювелирных мастерских.
Относительная мягкость серебра заставляла ювелиров увеличивать массу оправы, дублируя ее золотом, чтобы сделать прочнее и избежать черных следов от серебра на коже и одежде. В результате украшения становились тяжелыми, массивными, неудобными в носке при больших размерах и тускнеющими с течением времени.
Прочность и твердость платины позволяли мастерам сократить массу металла в оправе до минимума, кроме того, больше можно было не опасаться, что изделие потускнеет.
Прочность платины давала возможность с помощью специальной пилы превращать ее в удивительные изделия с кружевными или геометрическими узорами. Круглые платиновые пластины, обработанные подобным способом, становились основанием для подвесок и брошей с бриллиантовыми узорами из цветов и гирлянд. Стиль гирлянды сказался на изделиях практически всех ювелирных домов начала века.
Жорж Фуке обратился к фестонам и гирляндам, кружеву и оправам с грануляцией, оставив эксперименты в стиле Art Nuvo. Анри Веве сочетал извилистые линии ар нуво с фантазийными узорами в духе XVIII века. Лаклош, Бушерон, Шоме и Меллерио также последовали за этой модой.
Картье, в 1902 и 1909 годах соответственно, открыл магазины в Лондоне и Нью-Йорке, сделав свои произведения в стиле гирлянды, уже прославившиеся по всему миру, доступными для состоятельных американских и английских клиентов из королевских семей, аристократов, биржевиков, коммерсантов и представителей мира искусства. Тонкость и отличное качество его изделий как нельзя лучше подходили к платьям, модным в начале XX века.

Законодателями в области высокой моды в Париже были братья Ворт, одевавшие дам в шелка пастельных тонов: лиловые, розовые, желтые, фиолетовые, палевые и голубые. Жемчужные и бриллиантовые украшения для корсажа с изящными ажурными узорами, "ошейники" и длинные сотуары, лишь изредка оживляемые аметистами или бирюзой, отлично дополняли змеящиеся линии таких платьев.
Когда примерно в 1910 году в моду вошло сочетание черного и белого, украшения с бриллиантами, ониксом и черной эмалью в стиле гирлянды оказались на пике популярности, вместе с бриллиантовыми изделиями, приколотыми на черные ленточки из муара или бархата.
Украшения с черно-белыми эмалями стали достойной альтернативой сумрачным траурным украшениям XVIII века. Сдержанные и незаметные, но одновременно элегантные и модные, они годились как для повседневной носки, так и для периодов строгого и обычного траура, поскольку правила этикета - после строгостей викторианского периода в Англии и Второй империи во Франции - становились все более гибкими.
Бриллиантовая тиара «Ошейник» из жемчуга с бриллиантами Бриллиантовое ожерелье работы Лаклоша Две подвески-«неглиже» на цепочках, одна - с барочной жемчужиной и бриллиантами, другая - с изумрудами и бриллиантами
Однако и монохромные изделия из платины и бриллиантов, а также стиль гирлянды были позабыты после того, как в Париже и Лондоне выступил Дягилевский русский балет.
Первое представление "Шахерезады" в 1910 году в Париже стало сенсацией для публики и критиков благодаря роскошным ярким костюмам и декорациям и вихрям отточенных движений исполнителей. Костюмы, придуманные Бакстом, напоминавшие разноцветные богатые наряды обитателей султанского гарема, и декорации в ярких оранжевых, карминных, пунцовых, синих, изумрудных и золотых тонах произвели на парижан столь сильное впечатление, что кутюрье немедленно обратились к восточным мотивам. Поль Пуаре создал коллекцию нарядов в турецком стиле с шароварами, украшенными кисточками, и тюрбанами, увенчанными плюмажем.

В ювелирное искусство ориентальные мотивы пришли в виде цветков лотоса, резных арок, павлиньих перьев и стилизованных минаретов. Кисточки и плюмажи находились на пике моды, а цветные драгоценные камни вернулись в произведения знаменитых ювелиров.
Влияние, которое Пуаре оказал на ювелирное искусство, не ограничивалось восточными мотивами. Он первым отказался от тесных корсетов и заменил их мягкими и удобными лифами из плиссированного шелка; платья шились с высокой талией, плавным силуэтом, а грудь подчеркивалась проходившей под лифом лентой или шнурком. Акцент делался на прямые вертикальные линии , и ювелирные изделия следовало приспособить к новому силуэту. На смену украшениям для корсажа пришли "эполеты", прикалывавшиеся на плечо. Короткие ожерелья и "ошейники" уступили дорогу длинным цепочкам и сотуарам. >Еще одним источником вдохновения стал Египет. Недавние археологические открытия Эдварда Айртона в Фебе и сэра Флиндерса Петри в Лауне породили новую волну интереса к эпохе фараонов, дважды проявлявшийся в ювелирном искусстве на протяжении XIX века и в 1920-х годах, когда была обнаружена гробница Тутанхамона.

В веселые и жизнерадостные первые годы XX века украшения носили в изобилии. "Ошейники" надевались вместе с сотуарами и нитями жемчуга, браслеты - на каждую руку, кольца - практически на каждый палец. Тиары, бандо и плюмажи украшали вечерние прически для театра и торжественных мероприятий.

Несмотря на свою любовь к жемчугам и бриллиантам, дамы эдвардианской эпохи никогда не переходили разумных пределов, как это делали их предшественницы в эпоху Викторианскую, полностью надевая на себя содержимое шкатулок с драгоценностями. Для дневного ношения, как и в XIX веке, предназначались украшения с обыденными и спортивными мотивами. Продолжалось производство брошей-перекладин и амулетов. Нововведением были броши с изображениями аэроплана или автомобиля; в больших количествах изготавливались украшения, посвященные яхтам, очевидно, вследствие увлечения этим спортом принца Уэльского и германского императора Вильгельма. В память о коронации короля Эдуарда VII в 1902 году, были выпущены очаровательные крошечные броши с изящной эмалью и самоцветами.
Сотуар из мелкого жемчуга с бриллиантами Сотуар из мелкого жемчуга с бриллиантами и подвеска в форме розетки работы Жоржа Фуке Удивительный сотуар с отстегивающейся подвеской с аквамарином, жемчугом и бриллиантами Брошь с барочной жемчужиной и бриллиантами в виде насекомого с развернутыми крыльями Бриллиантовая брошь в форме банта с подвижными подвесками Бриллиантовая брошь в виде круглой пластины
Среди самых популярных в эдвардианский период камней были аметист и оливин: их интенсивная, но нежная окраска отлично подходила для изделий в стиле гирлянды. Также для этого периода характерно использование бирюзы, бледно-синих сапфиров из Монтаны, оранжевых огненных опалов из Мексики, черных опалов из Австралии и демантоидных гранаовт с Урала, в сочетании с мелким жемчугом и бриллиантами.
Огранки, традиционные для XIX века - бриллиантовая, "роза", "груша" и кабошон, -отчасти ограничивали фантазию ювелиров. В первые годы XX века гранильщики стали применять новые виды огранки, лучше удовлетворяющие требования ориентального стиля и стиля гирлянды.
Уже в Викторианскую эпоху появлялись изделия, камни для которых гранились специально, "калибровались", однако тогда это касалось, в основном, бирюзы, кораллов и полудрагоценных камней. Теперь же рубины, изумруды, сапфиры и аметисты также подвергались "калиброванной" огранке и использовались наряду с бриллиантами в форме багета, трапеции, треугольника и "маркизы".
Подвижные элементы широко использовались в изделиях стиля гирлянды; подвешенные между зубцами тиары или в центре кулона, они добавляли движения в изделия строгого дизайна.
Кабошоны были модными в XIX веке и использовались в археологических украшениях и изделиях стилей ар нуво и мастеров движения "Искусств и ремесел". Такая огранка обычно применялась для полудрагоценных камней и драгоценных, но низкого качества и небольшого размера. В новом веке кабошоном стали гранить все большее количество цветных драгоценных камней.

Развязавшаяся война положила внезапный и печальный конец жизнерадостным и беззаботным временам начала XX века. Весь уклад жизни перевернулся: больше не было балов, куда требовалось надевать драгоценности, и они оказались заперты в сейфах или распроданы.
Драгоценные металлы стали редки, платина, используемая в военной промышленности, вообще исчезла с рынка; в Англии правительство наложило официальный запрет на торговлю этим металлом. Те редкие украшения, что изготавливались во время войны, воплощали, в основном, батальные мотивы; это были военные самолеты, танки, субмарины, талисманы и амулеты, а также броши с дорогими именами иногда из золота с бриллиантами, чаще - из серебра или цветных металлов. Картье выпускал привлекательные бриллиантовые броши и подвески, представлявшие собой миниатюрные копии пушек и боевых аэропланов.

ВСЕ СТАТЬИ ПОДРАЗДЕЛА
 
Связаться с автором проекта: info мейл dragkam.ru