Не перечислить все книги и литературные источники, в которых так или иначе упоминаются ювелирные украшения и драгоценные камни.
Не счесть и произведений, сюжет которых построен на истории приобретения, потери и возвращения именно перстня. Так, в перстне, который подарил коварной миледи благородный Атос, знаменитый герой романов А. Дюма, сияет сапфир.
В другом перстне — перстне Борджа горит и сверкает бриллиант. Перстень этот передавался по наследству представителями знатного старинного итальянского рода Гамбарини. Но по мере развития повествования, состоящего из трех романов («У королев не бывает ног», «Перстень Борджа» и «Прекрасная чародейка») известного чешского писателя Владимира Неффа, он побывал во многих городах и странах мира у самых разных людей — от турецкого султана до актрисы-певицы. Недаром, определяя жанр этого произведения как исторический, его еще называют авантюрным романом.
А роман Джона Рэтклиффа «Роковой бриллиант Дома Романовых» начинается с разговора в Екатеринбурге между отрекшимся от престола императором Николаем II и его женой Александрой Федоровной (Алике): обнаружилась пропажа зашитой в шубу фамильной драгоценности — «Голубого Могола»…
Перстни и камни… Скольких людей привели они к преступлению. Это тоже нашло отражение в творчестве писателей. Так, сапфир, искрящийся на кресте отца Брауна из рассказа Г. Честертона, соблазняет и манит жулика Фламбо…
А порой это просто украшения, которые носят герои и героини романов. Вот как описывает Лев Толстой Анну Каренину: «Анна была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы растрепавшейся прически».
А вот что увидела героиня «Войны и мира» Наташа Ростова, когда приехала на свой первый бал: «Зеркала на лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях».
Джон Голсуорси в своей известной «Саге о Форсайтах» описывает, как главный герой Соме дарит своей дочери Флер в годовщину ее свадьбы брошь: «причудливо выточенный, причудливо переливающийся кусочек опала в оправе из драгоценных бриллиантов. «О, какая прелесть»,— обрадовалась Флер. «Венера, выходящая из морской пены, или что-то в этом духе,— проворчал Соме.— Редкость. Нужно ее смотреть при сильном освещении».
Теодор Драйзер в романе «Финансист» подробно описывает, как его героиня юная Эйлен готовится к балу. Они примерила несколько платьев и остановилась па черном шелковом платье с блестками и серебристым тюлем, кокетливо драпировавшем бедра. Но нужно подобрать украшения: «Красные кораллы? Они выглядят слишком просто. Нитку жемчуга? Тоже не подходит. Наконец, она вспомнила о своем ожерелье из темного янтаря, никогда ей особенно не нравившемся, и — ах, до чего кстати оно пришлось! Каким нежным, гладким и белым казался ее подбородок на этом фоне!».
У великого русского писателя А. И. Куприна есть очень много произведений, посвященных этой теме. Вот его небольшой рассказ-зарисовка «Бриллиант». Он пишет о том, как завороженные люди не могут отвести взгляда от витрины с ювелирными изделиями: «…стоят, с бледными лицами, с широко раскрытыми, неподвижными глазами!» Что так очаровало их? «…два бриллианта, каждый величиной с лесной орешек, их граней, их очертаний не видно. Это не камни — это два странные таинственные огня. Они горят, дрожат, играют, переливаются, смеются тысячами неуловимых сияющих, лукавых улыбок, и манят, и обещают, и обманывают…»
Далее писатель объясняет, почему столь разных людей преследует одна и та же мысль: «Если бы! Если бы чудо? Если бы найти на улице? Если бы чья-то неожиданная щедрость?… Если бы… Если бы украсть, но так, чтобы никто никогда не знал об этом».
А все это потому, что в этих «двух кусочках угля» сосредоточены: «богатство, роскошь, почет, женская любовь, власть».
Замечателен финал этого небольшого рассказа. Куприн пишет, что «из-за драгоценных камней велись кровопролитные войны» и приводит анекдот о том, как улыбающаяся царица Клеопатра выпила, растворив в бокале вина, жемчужину, равной которой по величине и красоте не было в мире. Но, вероятно, никто не знает, что случилось сразу же после этого безумного пиршества.
Случилось же вот что. В порыве гнева царица вонзила в грудь своей рабыни острую головную булавку. А когда та застонала, приказала в ярости ей замолчать. А затем решила удавить пленного грека-философа, хотя накануне «имела тонкий замысел» устроить с ним ученый диспут в присутствии высоких римских гостей и, продемонстрировав свой ум, красноречие, великодушно возвратить ему свободу.
«Земные владыки нелегко расстаются с этими маленькими вещицами»,— утверждает писатель.
Вспомним его знаменитый «Гранатовый браслет». Автор пишет, что княгиня Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства, получив браслет и записку, «…как настоящая женщина… сейчас же отложила записку в сторону, чтобы посмотреть на браслет».
Далее следует точное описание самого ювелирного изделия: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрыт небольшими старинными, плоско отполированными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов — кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой глянцевой поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни». (Интересно, что Куприн описал браслет жены. Этот браслет недавно передан в Пушкинский дом.)
«Точно кровь! — подумала с неожиданной тревогой Вера».
Дальнейшая трагическая история подаренного браслета всем известна. Но подводя к ней медленно и тонко, талантливый писатель описанием камней как бы готовит нас к неизбежному тяжелому концу. «Вера… не могла отвести глаз от пяти алых кровавых огней, дрожавших внутри гранатов». Так описание камней рассказало о «громадной трагедии души», ведь глядя на них, героиня повествования уже предчувствовала «трагический исход».
В произведение А. И. Куприна «Суламифь» включен рассказ о том, как царь Соломон рассудил двух друзей — гранильщика драгоценных камней Ахиора и его друга Захарию, который присвоил камень, принадлежавший Ахиору, а уверял, что передал его жене друга.
А как точны, оригинальны сами описания камней. Они дают возможность нам как бы ощутить, потрогать, увидеть. В своих описаниях камней писатель использует и легенды. Так в «Суламифи», приглашая посмотреть на сапфиры, Куприн характеризует свойства этого синего самоцвета в соответствии с представлением, бытовавшем в древние времена.
«Это камень девственности — холодный и чистый. Во время далеких и тяжелых путешествий его кладут в рот для утоления жажды. Он также излечивает проказу и всякие злые наросты. Он дает ясность мыслям. Жрецы Юпитера в Риме носят его на указательном пальце».
Несомненно, что великий русский писатель был, как и Шота Руставели, как и Бунин знатоком и любителем драгоценных камней.
Можно привести много примеров, когда в литературных произведениях приводятся предания о чудесных драгоценных камнях. Часто писатели весь сюжет повествования строят на истории какого-нибудь одного драгоценного камня. Интересно отметить, что порой после выхода в свет подобного рода произведений люди меняли свое отношение к камню, о котором повествовалось, в зависимости от того, какую роль отводил ему писатель.
Поучительна в этом плане история опала, описанная Вальтером Скоттом в романе «Анна Гейерштейнская». Писатель настолько живописно раскрыл роль опала, что быстро распространилось мнение о нем, как о камне, приносящем несчастье. Он долгое время был не популярен, пока изумительная красота обнаруженных в Австралии черных опалов не пересилила это переубеждение.
Бытующее утверждение о том, что большие алмазы не приносят счастья, положено в основу известного приключенческого романа Уилки Коллинза «Лунный камень». С первых строк романа мы узнаем, что похищенный желтый алмаз — «Лунный камень» — несет проклятье тому, кто украл его, и его потомкам. А все дальнейшее увлекательное повествование подтверждает это заявление, сделанное умирающим индусом.
Эту же интригу использовал Конан Дойль в произведении «Ночной кошмар». Известный во всем мире бриллиант «Звезда Родезии» переходит из рук в руки к разным владельцам. И всех, к кому попадает это сокровище, неминуемо постигает насильственная смерть.
Интересны случаи, когда о минералах, которые теперь не добывают, мы узнаем из литературных произведений.
Уральскими самоцветами буквально наполнена «Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова.
И как пестрый огонек среди них демантоид (уральский хризолит): «Старичок есть один. Первейший мастер по огранке и с понятием. Он, видишь, всякие камни берет и после огранки продает, а эти камешки у себя оставляет. Огранит — и в сохранное место. Они — говорит,— золотоцветные горы родня, их нельзя на пустяковые подвески держать. Хризолитовая особь для большого дела пригодиться может» (описывается камень, который теперь можно увидеть только в музеях и частных, коллекциях: его месторождения исчерпаны).
Далее идет настоящий гимн Уралу—Каменному поясу: « в таком поясе богатства не счесть, По нашему земли, говорят, широкая лента украшение прошла из дорогих камней. Всякие есть, а больше сзелена да ссиня. Изумруды, александриты, аквамарины, аметистики. А по самой середке той хребтины двойной ряд хризолитов. Видал этот камешек? Помнишь? Он и зеленый и золотистый. Веселый камешек. В сырце, и то любо подержать такой на руке. Так весной да солнышком и отдает. Мы эти камешки золотоцветняками зовем».
Минералоги называют камень этот демантоидом, т. е. подобным алмазу.
Приведенные цитаты из самых различных литературных произведений: стихотворений, поэм, романов, рассказов, несомненно, свидетельствуют о том, что мир драгоценных камней в творчестве поэтов и писателей многообразен, красочен и интересен.