Дислексия у школьников — коррекция нетрадиционными способами

Дислексия у школьников - коррекция нетрадиционными способами Лечение камнями

«Он же умный ребенок, такой сообразительный, а с чтением и письмом — беда!» — такую характеристику обычно дают учителя и родители ребенку, имеющему дислексию.

А людей с подобной проблемой немало! Только среди российских школьников младших классов серьезные трудности в овладении чтением и письмом имеют от 7 до 10 %.
Дислексия — возможная причина их плохой успеваемости.

Причины дислексии

Термином «дислексия» медики, психологи и педагоги называют особое расстройство речи, связанное с невозможностью правильно читать и понимать прочитанный текст.
Как правило, дислексия всегда «ходит под ручку» со своей «подружкой» — дисграфией — нарушением письма.

В чем причина? Семечко будущей дислексии, как правило, сеется еще до рождения будущего дислексика, когда происходит формирование тех функций мозга, которые ответственны за так называемый речевой слух.

Дело в том, что у нас существуют несколько видов слуха — есть физический слух, которым мы улавливаем звуки окружающего мира, есть музыкальный — приспособленный для различения особых, музыкальных звуков, а есть — речевой, который позволяет не только понимать устную и письменную речь, но и улавливать оттенки смысла выражений, «ощущать слово».

Дети, обладающие хорошим речевым слухом, как правило, грамотно пишут, совершенно не зная правил грамматики. А если «медведь на ухо наступил» — можно знать правило назубок и все равно делать множество ошибок.

Причины кратко:
— Любая патология беременности, стрессы у будущей мамы, простудные заболевания могут нарушить ход развития ребенка и впоследствии вы столкнетесь с дислексией.
— Чаще дислексией страдают мальчики.
— Существует некоторая генетическая предрасположенность — в семье несколько человек могут быть дислексиками.
коррекция дислексии младших школьников

Как распознать

Как узнать истинного дислексика? Не всякий «двоечник» — непременно является дислексиком.

Дислексию обычно отличают такие признаки:
1. Неудачи в чтении и письме сочетаются с достаточным уровнем знаний об окружающем, хорошей успеваемостью по другим предметам.

2. Ошибки при чтении и письме, если присмотреться — специфические, всегда одни и те же. К ним относятся:
— замены близких по звучанию слов — точка-дочка, треск-крест, тепло-дупло, а также замены букв, похожих по написанию — х-ж, п-н и других.
— нарушение слияния звуков в слоги и слова, побуквенное чтение например ма-ма читается как м,а,м,а.
— пропуски или добавления звуков и букв, например — «роски» вместо «ростки» или «мустчины в черных пластчах», вместо «мужчины в черных плащах».
— нарушение понимания прочитанного, когда ребенок вроде бы и прочел вполне внятно текст, но сказать вам, о чем читал только что, не может
— нарушение падежей, согласований между словами при чтении «она схватила ему за руку и вскричала — «где ты дел деньги?»

3. Важное условие — все перечисленные ошибки очень устойчивы, а не однократны.

Преодоление дислексии

Что делать? Сразу скажем, что с дислексией во взрослом возрасте справиться практически нереально, поэтому коррекцию начинать нужно, когда дислексик еще маленький.

Регулярные занятия

Чтобы преодолеть дислексию и дисграфию, конечно, в идеале нужны регулярные занятия с хорошим логопедом. Но родители и самостоятельно могут немного помочь ребенку дома.

Не стоит вышибать клин клином — заставлять ребенка читать и писать больше, подгонять, если читает слишком медленно, раздражаться, добавляя к школьным двойкам еще и домашний стресс. Лучше читать и писать меньше, но с тщательным проговариванием текста, читать — медленно с подчеркнутой артикуляцией.
Замечая ошибки и исправляя их, несколько раз отрабатывайте сходные слова и выражения — чтобы закрепить успех.

Можно выполнять такое упражнение — ежедневно в течение 5 минут ребенок в любом тексте зачеркивает заданные буквы. Начинайте с гласных — по одной, потом можно дать задание потруднее — зачеркивать сходные по звучанию или написанию буквы, например — з и с, в и з.

Нетрадиционные методы

Мы уже знаем, что дислексия возникает в результате органической недостаточности головного мозга, поэтому нужно его поддержать, вовремя успокоить, вовремя стимулировать.

Каждые полгода курсами в течение 1 месяца давать ребенку капли аптечной настойки боярышника — число капель по числу лет жизни 3 раза в день до еды. Боярышник нормализует внутричерепное давление, которое у таких детей нередко бывает повышено или колеблется.

Практически все дислексики испытывают в жизни дискомфорт и нуждаются в легких успокоительных средствах, снимающих страх перед речью и общее беспокойство. Можно делать такой сбор — мята, хмель, валериана, зверобой, пустырник и шалфей — взять по 1 чайной ложке трав залить 0,5 л кипятка, настоять ночь в термосе, пить по 1 чайной ложке 4 раза в день ( для дошкольника и младшего школьника).

Пища должна содержать большое количество продуктов, богатых витаминами группы В — каши, зерновой хлеб, печень, свинина, фасоль, чечевица, яйца, брокколи, шпинат, сыр, морская рыба, арахис. В качестве пищевой добавки два раза в год полезно давать пивные дрожжи.

[good title=»»]Камень-талисман, который стимулирует способность к речи и письму — изумруд. Его нужно носить на шее под одеждой.[/good]

Все будет о’кей!

Родители обычно говорят дислексику — «не научишься хорошо читать и писать — ничего из тебя в жизни не выйдет!» На самом деле это не так.

Знаете, откуда взялось выражение «о’кей», ставшее символом американского благополучия? Один из американских президентов, Линдон Джонсон, страдал дислексией и вместо пометки A.C. (all correct — все правильно) ставил на документах — O.K.

Знаменитые ученые — Альберт Эйнштейн, Марк Фарадей, Томас Эдисон плохо писали да и читали с трудом, но это не помешало им сделать замечательные, эпохальные открытия. Известные актеры Киану Ривз и Том Круз — тоже страдают дислексией — и ничего плохого, сделали карьеру — дай Бог каждому!

Даже писателем (как это ни парадоксально) можно стать, имея дислексию — Агата Кристи и Ганс Христиан Андерсен — пример этому. Хоть редакторы и бранили их за безграмотность, но ошибки исправить можно, а сочинять так как они — поди-ка, попробуй!

Добавить комментарий