Можно с уверенностью сказать, что не менее увлекательно представлен мир ювелирных камней и драгоценностей и в творчестве художников-портретистов.
В художественных произведениях и словарях можно встретить много наименований различных ювелирных изделий и иногда таких, которые мы по праву можем назвать «бабушкины» драгоценности.
Мода приходит, проходит, но и… возвращается. Полный набор «бабушкиных» драгоценностей замечательно представлен в портретной живописи.
О том, как популярны были в XVIII—XIX веках нити жемчуга на Руси, рассказывают портреты многих художников того времени. На портрете Свербицкой работы неизвестного художника второй половины XVIII века выписана нитка великолепного крупного жемчуга на шее, жемчугом украшены и волосы.
Богато изукрашено платье императрицы Екатерины II на портрете, выполненном художником А. П. Антроповым в 1766 году (Новгородский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник). Жемчуг в кокошнике и модные тогда длинные нити его, перехваченные драгоценными камнями, искусно изображены на портрете купчихи в кокошнике работы художника П. С. Дрождина (1796 г.) (Тверская областная картинная галерея).
Жемчуг как украшение русского национального костюма мы видим на портрете девушки в русском костюме (1813 г.) работы неизвестного художника первой половины XIX века (Новгородский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник).
Такого разнообразия Вы больше нигде не увидите. Вглядитесь в портреты ярославской купчихи Соболевой Н. Д. Мельникова (Ярославский художественный музей), ржевской купчихи художника А. В. Тыранова (Тверская областная картинная галерея) и многие другие.
Изучайте, выбирайте, любуйтесь. Ведь именно так создают свои художественные изделия лучшие мастера ювелирного дела. Они тщательно изучают все то, что было создано до них. Обратитесь к известным живописным портретам и вы увидите броши, браслеты, пряжки, колье, булавки и серьги из разных благородных металлов с драгоценными камнями и без них. И можно с уверенностью сказать, что все тщательно выполненные художниками «бабушкины» драгоценности — это поистине такие же произведения искусства, как и сами портреты.
Излюбленной деталью костюма в XVIII—XIX веках стали пуговицы ювелирной работы с поделочными камнями. Их носили и женщины, и мужчины. В таком же многообразии, как жемчуг, они представлены на портретах художников того времени.
Познакомьтесь с автопортретом П. Колендаса (1844 г., Переславль-Залесский историко-художественный музей), портретами ярославского помещика Карновича (1835 г.) работы художника Н. Д. Мыльникова (Ярославский художественный музей), неизвестного, выполненным художником В. Я. Родчевым (Новгородский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник), Ланского, созданным неизвестным художником второй половины XVIII века (Саратовский государственный художественный музей имени A.E.Радищева) и т. д.
Говоря о мире драгоценностей в живописи, отметим, что даже сами названия ряда картин имеют прямое отношение к самоцветам.
Так, в Эрмитаже находятся картины Рембрандта «Девушка, примеряющая восточные подвески» и неизвестного художника первой половины прошлого века «Портрет женщины в головном уборе с жемчугом». В Одесском музее западного и восточного искусства — картина Сустермана «Портрет дамы в жемчужном колье».
Много портретов собрано в областных музеях и галереях в разных уголках нашей страны: Пскове, Ярославле, Иркутске, Вологде и других.
Наиболее интересные произведения портретной живописи русских и зарубежных художников хранятся в крупнейших наших музеях — Государственном Русском музее, в коллекции Эрмитажа, в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.