Драгоценные камни и ювелирные украшения послужили поводом для написания многих интересных книг. И это не удивительно, ведь человек не мог не отразить своего восхищения их красотой и редкостью.
Поэты, как носители образного восприятия окружающей действительности, естественно, тоже не могли в своем творчестве не обратиться к миру самоцветов.
Около четырех тысячелетий назад в Китае была написана книга «Сан-Хей-Дин». В ней приведены взгляды на драгоценные камни. Судя по этой книге, уже в те далекие времена человечество имело достаточно богатый опыт в области ювелирного дела.
Подробное описание драгоценных камней и размышления о моде на них приводятся в «Естественной истории ископаемых тел» римского историка Плиния Старшего, жившего в I в.н.э. Вот только одно его красочное описание:
[neutral title=»»]«Существует множество видов янтаря: большой янтарь имеет самый приятный аромат, но ни белый, ни восковой янтарь не ценятся высоко.
Дороже всего ценится густо-желтый (ржавый, красновато-желтый, буро-желтый) янтарь. Желательно, чтобы он был прозрачным, но не имел сильного блеска. К достоинствам янтаря относят самую отменную игру цвета.
Самым большим спросом пользуется так называемый фалернский янтарь, получивший свое название по цвету фалернского вина. Он прозрачен и имеет приглушенный блеск. Некоторые разновидности имеют приятный нежный оттенок кипяченого меда. Следует иметь в виду, что янтарю можно придать любой необходимый цвет. Его можно окрасить с помощью козьего жира и корки румянки; можно даже придать ему пурпурный оттенок».[/neutral]
В другой античной книге — эпической поэме Гомера «Одиссея» — мы находим поэтическое свидетельство об экспорте самоцветов в ту далекую пору, вероятно, по Янтарному пути (речь идет о посланце финикийских купцов, пришедшем в дом к греку). Вот цитаты из нее в переводе В. А. Жуковского:
В дом он отца моего дорогое принес ожерелье:
Крупный электрон, оправленный в золото с чудным искусством.
И еще:
Цепь из обделанных в золото с чудным искусством
Светлых, как солнце, больших янтарей.
Отметим, что янтарь — единственный драгоценный камень, который упоминается в поэме.
О янтаре в древнерусских источниках говорится так: «Камень зело честен, один и от других камней тако именуем, златовиден вкупе и сребровиден».
В стране янтаря Литве широко известно сказание о Юрате, богине моря, которая влюбилась в рыбака. Громовержец Перкунас, рассердившийся на нее за это, разрушил ее подводный дворец.
Янтарь, выбрасываемый волнами на берег, по преданию, обломки дворца легендарной Юрате.
На Руси издавна в эпической поэзии предмет, имеющий самое высокое качество, определяется как «жемчужный». В «Слове о полку Игореве» читаем: «Один же изрони жемчужины души на храбро тело чрез злато ожерелье».
Стихи средневековых восточных поэтов Рудаки, Саади, Фирдоуси, Кула Гали, Низами, Хайяма наполнены жемчугом и другими самоцветами.
Вспомним «Рубай» Омара Хайяма. Так, бокал вина у него «родник текучего рубина». Рубин у него не только в кувшине, отмечает он и «губ рубиновых цвет». Свод неба называет «бирюзовым». Сравнивая старость с хилым деревом, Хайям метко замечает: «гранаты ланит посинели». И, наконец, называя людей «целью творения» и «украшением мирозданья», само мироздание наше именует «перстнем».
Упоминает Омар Хайям и ценимый на Востоке жемчуг. Он пишет: «В море мыслей нашел я жемчужину смысла» и призывает:
Вместо злата и жемчуга с янтарем,
Мы другое богатство себе изберем.
Несомненно, большим знатоком драгоценностей был знаменитый Шота Руставели, автор поэмы «Витязь в тигровой шкуре». Воспевая царицу Тамар, он пишет: «Косы царственной — агаты, ярче лалов жар ланит…»