1790 — 1820 годы. История ювелирной моды

История ювелирной моды Ювелирная мода

Лишь малое количество ювелирных изделий, датируемых XVIII веком, сохранилось до наших дней в оригинальной форме; драгоценные камни и металлы, благодаря их прочности, использовали многократно: металлы переплавляли, а камни вставляли в новые украшения, следуя за изменчивой модой. История ювелирной моды — njve gjlndth;ltybt/

Сохранилось некоторое количество бриллиантовых украшений в оригинальных закрытых оправах — когда не видна оборотная часть камня — в основном, это серьги в форме жирандолей, популярной в XVIII веке, с основанием из крупного камня, кластера камней или в виде банта с тремя грушевидными подвесками; простые нитевидные ожерелья; пуговицы-кластеры; броши в форме звезд, полумесяцев или цветочных бутонов.

До тех пор, пока золото не было обнаружено в Америке в 1840-х, а позже и в Южной Африке, и до появления на рынке в 1870-х годах южноафриканских алмазов, практически все ювелирные изделия рано или поздно отправлялись в переплавку.

Не иссякающий поток бриллиантов из Южной Африки и изобилие рынка драгоценных металлов, наряду с образованием нового обеспеченного класса, резко изменили ситуацию. Во второй половине ХIХ века женщина, которая могла себе позволить покупать новые драгоценности, уже не переделывала старые, и многие украшения сохранились благодаря тому, что переходили от матери к дочери в своей оригинальной форме.

Во время Французской революции также исчезло значительное количество старинных ювелирных изделий. Республиканские идеи так захватили общество, что изменили весь уклад жизни, правительство, религию и даже календарь. Украшения были объявлены пережитком «старого режима» и вышли из моды. Огромное количество ювелирных изделий было вывезено из страны, а за границей владельцы либо переделывали их, либо продавали, чтобы выжить. Драгоценные монаршие символы власти были конфискованы революционерами, и для парижских ювелиров – законодателей европейской моды — настали трудные времена.

В период Французской революции ювелирные изделия производились в крайне малых количествах, были не слишком искусными и не отличались высоким качеством. Революционные идеалы подвигали ювелиров разве что на создание колец, браслетов и брошей из плохого металла с профилями героев-революционеров, с фригийскими колпаками и гильотинами.

С установлением во Франции Директории положение стало поправляться; вновь появился спрос на предметы роскоши, и оживилась ювелирная торговля. В моду вошли древнегреческие мотивы; женщины носили платья с высокой талией из тончайших тканей, без всяких орнаментов, чтобы все внимание было сосредоточено на фигуре, и даже надевали их влажными, чтобы подчеркнуть свои формы . Для таких туник, позаимствованных у древних гречанок и римлянок, лучше всего подходили желтые, белые, лиловые и фисташковые тона.

На фото История ювелирной моды:
Пара гранатовых серег в серебре Испания или Португалия, XVIII в Серьги в форме жирандолей, или подсвечников
Впечатляющая бриллиантовая ривьера Подарена Георгом IV его любовнице Элизабет, леди Канингем
Редкая римская камея из сардоникса, вставленная в подвеску

Идеальное украшение, подходящее к такому наряду, должно было быть неброским: плоским и геометрическим.

Запястья и предплечья украшались браслетами в форме простых золотых полос. Популярны были длинные плоские цепочки, украшенные стилизованными сердечками или греческими узорами, их носили на шее, через плечо, перекрещенными на груди. Кольца надевали на каждый палец.

В моде были высокие прически, когда все волосы собираются на затылке, с названиями из классической эпохи «а-ля Тит», «а-ля Грек» и «а-ля Церера», а также длинные серьги-подвески из двух-трех плоских звеньев геометрической формы с ромбами, щитами и листьями аканта. Эти крупные, но легкие звенья из тонких золотых листов называются «пуассардами».

К 1800-м вернулась мода на ювелирные изделия, и ювелиры вновь стали удовлетворять вкусы новой аристократии, не считавшей украшения безвкусицей или покушением на республиканские идеалы.

Приход к власти Наполеона изменил не только политическую и социальную ситуацию, он оказал влияние и на мир моды, в том числе на ювелирные изделия. Интерес Наполеона к ювелирным изделиям хорошо известен, а простые и непритязательные украшения того времени отнюдь не соответствовали его представлениям о могуществе и роскоши. Известна также и любовь Жозефины Богарне к нарядам и украшениям, так что она стала законодательницей новой моды.

К 1803 году Наполеону удалось вернуть большинство монарших драгоценностей, и во время его визита в Бельгию в качестве первого консула впервые со времен Французской революции Жозефина появилась на публике в этих украшениях. К моменту коронации Наполеона они были переделаны ювелирами Фонсье и Нито в соответствии со вкусами Жозефины; драгоценности Бурбонов превратились в лавровые венки, гребни, украшения для волос и браслеты.

На дворцовые приемы и мероприятия государственного уровня принято было надевать роскошные парюры — комплекты украшений. В духе наполеоновского классицизма для них использовали рубины, изумруды, сапфиры, жемчуга и бриллианты, самыми распространенными мотивами были греческие узоры, листья аканта, пальметты, спирали, лавровые листья, дуги и орлы. Несмотря на качественную работу и использование лучших драгоценных камней, эти украшения оставались двухмерными и не самыми оригинальными по дизайну.

В период наполеоновского классицизма возродился интерес к камеям. Мода на камеи и инталии началась вскоре после итальянской кампании 1796 года, когда камеи вернулись из Италии во Францию. Они были как древнеримского или древнегреческого происхождения, так и более позднего. Наполеон, очарованный их красотой и совершенством, заказал несколько и для себя. Именно тогда он основал школу гравировки по камню в Париже, славившуюся своими работами, иногда выполненными на драгоценных камнях, например изумрудах, а чаще на твердых и полудрагоценных: агате, сердолике, яшме и даже недорогих раковинах, доступных по цене не очень богатым людям.

Инталии и камеи начали вставлять в самые разные украшения: диадемы, ожерелья, браслеты, серьги; с простыми золотыми оправами, иногда в обрамлении мелкого жемчуга; надевали их обычно с «demitoilette».

Непревзойденными мастерами резки камей и инталий были итальянцы, в то время их ремесло причисляли к изящным искусствам. Одним из известнейших резчиков был Бенедетто Пиструччи (1784-1855), снискавший покровительство Элизы Бачиоки, сестры Наполеона, чьи работы пользовались огромным спросом в Англии. Он переехал в Лондон и вскоре после этого стал главным гравером Королевского монетного двора; известный всему миру соверен — его произведение. Резьба по камню и гравировна монет и медалей тесно связаны между собой, так как ставят перед мастером одни и те же технические проблемы. Поэтому резчики камей нередко сотрудничали с государственными монетными дворами.

Пиструччи, подобно большинству современных граверов, обычно подписывал свои работы; вскоре он понял, что этого недостаточно, поскольку нечистые на руку торговцы выдавали его работы за античные, предварительно удалив с них подпись. Тогда в резьбе он стал прятать небольшую греческую букву лямбда, по которой можно установить подлинное происхождение и авторство его работ, но и она не всегда спасала от махинаций.

Известными резчиками начала XIX века были также: Джузеппе Джирометти (1780-1851), работавший в Монетном дворе понтифика в Риме (ил. 37), Луиджи Пичлер (1773-1854), Николо Амастини (1780-1851), Никола Бернини (ок. 1770), Филиппо Рега (1761-1833) и Марчант (1755-1812) — англичанин, прошедший обучение в Риме. Но даже если на инталии стоит одно из этих имен, не стоит обольщаться — ими часто подписывали гораздо более поздние работы. Пичлер подписывал свои изделия собственным именем, но греческими буквами.

Увеличение спроса на классические камеи привело к бурному росту индустрии подделок, а обработка «под старину» современных изделий стала чуть ли не самостоятельным «искусством». С помощью абразивных растворов легко достигался эффект обесцвечивания, а последний штрих заключался в том, что часть камня откалывали, закрывая щербинку золотом.

В отличие от изощренных подделок, дешевые имитации камей из стекла и фарфора было легко отличить по отсутствию следов резца и небольшим пузырькам воздуха внутри стекла. Многие стеклянные имитации отливали по настоящим камеям, поэтому на них была даже подпись. Дублеты, более сложный тип имитации, делали из матового белого стекла с рельефом, приклеенного к темному основанию, обычно к пластине из оникса или сердолика. Пристальное изучение линии склеивания, плоский однородный характер основания и отсутствие следов резца на рельефе помогут выявить такой дублет.

Наряду с камеями и инталиями в моду вошли ожерелья, звенья которых были выполнены в виде римской мозаики из полихромного матового стекла, заключенной в темно-синие или черные стеклянные рамки. Любимыми сюжетами для такой мозаики были виды древнеримских архитектурных сооружений, пейзажи, животные, а чаще птицы и деревенские праздники. Как и камеи, их соединяли между собой изящными цепочками, и, войдя в моду в 1820-е годы, они сохраняли популярность весь ХГХ век, разве что оправы им делали разные, в соответствии с требованиями моды.

Итальянская кампания Наполеона вернула моду на камеи, а Египетская кампания 1789 года привнесла мотивы Древнего Египта: сфинксы, пирамиды, пальметты и папирусы нашли широкое применение в дизайне разных предметов и украшений.

Когда Пруссия восстала против наполеоновской оккупации, там вошли в моду украшения из «берлинского железа», которые изготавливались в Берлине с 1804 года. Между 1813 и 1814 годами, когда было необходимо собрать средства для экипировки прусского войска, дамы-патриотки жертвовали свои золотые украшения в пользу государства, взамен получая железные, часто с надписью: «Gold gab ich fur Eisen, 1813» («Поменяла золото на железо, 1813»).
Золотые и бриллиантовые броши
Изделия из этого необычного материала обычно украшали нежные цветочные или неоклассические мотивы, поверхность их покрывали сверкающим черным лаком. Мода на железо и технология его обработки недолго оставалась монополией Германии. Вскоре после войны производство таких украшений началось и во Франции. В новом материале умело воссоздавались украшения, уже существующие в золоте: браслеты и ожерелья с камеями, соединенными рядами цепочек. Любопытно, что берлинская традиция железных украшений сохранялась вплоть до середины XIX века, следуя всем современным традициям в дизайне.

Еще одним популярным, но необычным для ювелирного дела материалом начала XIX века была сталь, ограненная и отшлифованная как драгоценный камень, которой украшали недорогие изделия. Мода на нее, равно как и техника обработки, зародились в XVIII веке в Англии, а затем распространились по всей Европе, поскольку это была отличная замена дорогостоящим украшениям.

Марказит, разновидность железного пирита, добывавшийся в Швейцарии, часто использовался для замены бриллиантов благодаря своему металлическому блеску.

«Сентиментальные» украшения появились во Франции как реакция на торжественную строгость неоклассического стиля, и модники носили небольшие круглые фермуары, украшенные жемчугами или бриллиантами, с асимметрично встроенным отделением, где хранился локон возлюбленной. Популярны были также украшения из камней, заглавные буквы в названиях которых образовывали имена или тайные клятвы влюбленных.

Сентиментальные и траурные украшения были особенно распространены в Англии на протяжении XIX века, поскольку траурные ритуалы были там важной частью социальной и семейной жизни. Одно и то же украшение могло быть как траурным, так и сентиментальным: фермуар с прядью волос мог напоминать как об умершем родственнике, так и о пылком возлюбленном. В первом двадцатилетии XIX века траурные и сентиментальные украшения часто заказывались в форме кольца, в котором локон был закрыт сверху кабошоном из горного хрусталя. Бархотки на шее или на запястье украшали брошами-фермуарами с прядями волос, в жемчужных, гранатовых или гагатовых рамках. В глубоком трауре полагалось носить черные украшения — из гагата или «берлинского железа», реже — из жемчугa или бриллиантов.

В первые два десятилетия XIX века бриллианты пользовались огромным спросом, а представители английской земельной аристократии горели желанием приобретать драгоценные камни. В дизайне украшений господствовала французская традиция, в первую очередь потому, что лондонские ювелиры внимательно следили за модой, рождающейся во Франции, кроме того, большое количество ювелирных изделий в Англию привозили французские аристократы, вынужденные продавать свои сокровища, чтобы выжить.

До конца XVIII века драгоценные камни вставляли исключительно в закрытые оправы, не пропускавшие свет с оборотной стороны камня. Такой тип оправы позволял ювелирам усиливать, подправлять и изменять цвет камня, подкладывая под него в оправу цветную фольгу. Кроме того, эта техника значительно уменьшала блеск и «огонь» в камне. На рубеже веков ювелиры, признав влияние света на игру бриллиантов, стали закреплять их цангами. С этого момента алмазы бриллиантовой огранки вставлялись только в открытые оправы; для мелких камней, бриллиантов огранки «роза», а также для большинства прочих самоцветов еще некоторое время использовались оправы закрытые. В украшениях этого периода крупные камни обычно находятся в открытых оправах и окружены мелкими камнями в закрытых оправах.

На протяжении всего XIX века, за редким исключением, в украшениях из бриллиантов присутствовало и золото, и серебро; серебро — сверху, чтобы подчеркнуть белый цвет камня, золото — снизу, чтобы сделать украшение прочным и избежать окрашивания кожи или одежды.

Добавить комментарий