Cartier (Луи-Франсуа Картье), французский ювелир, в 1847 году становится хозяином мастерской своего учителя Адольфа Пикара по адресу 29 rue Montorgueil в Париже. Мастерская растет и в 1853 году начинает выпускать продукцию для частной клиентуры. После трудного периода Париж вновь становится городом веселья и праздников, а пышность Второй империи способствует расширению торговли.
В 1859 году цветущая компания Cartier переезжает по адресу 9 boulevard des Italiens, в самое сердце модного Парижа того времени.
В 1899 году сын основателя Альфред Картье переезжает в престижное место по адресу 13 rue de la Paix, в самое сердце элегантного и роскошного Парижа. Это самая дорогая улица Парижа, на которой можно купить всё, что только может пожелать парижская модница. Затем другие ювелирные компании переезжают на rue de la Paix и близлежащую площадь Vendome. Этот квартал Парижа превращается в международный центр ювелирного искусства.
Альфред Картье поручает руководство компанией своим трем сыновьям. Луи, Пьеру и Жаку. Пьер и Жак вскоре отправляются на завоевание мира и обосновываются в лондоне и Нью-Йорке, а Луи занимается развитием бизнеса в Париже, на что он направляет всю свою энергию. Под его руководством находящаяся в париже компания приобретает международный характер.
Луи Картье, как и его отец Альфред или дед Луи-Франсуа, является новатором, который стремится самостоятельно создавать моду, а не следовать ей. Это прежде всего ювелир, который в эту эпоху становится самым знаменитым ювелиром в мире. Картье должен постоянно изобретать что-то новое, никогда не теряя из виду классического стиля, и предлагать новые тенденции, которые зачастую делают из него настоящего авангардиста.
Обладая даром провидца новых тенденций, Луи Картье после нескольких лет поисков изобретает сочетание платина-бриллианты для своих украшений стиля «гирлянда».
Очень рано, в самом начале ХХ века, когда гирлянды в неоклассическом стиле получили огромное распространение, дизайнеры парижской компании под руководством Луи Картье начинают использовать абстрактные и геометрические формы, в основном навеяные архитектурой. Основоположник «стиля гирлянды» призывал своих дизайнеров изучать книги XVIII века в поисках оригинальных узоров и бродить по улицам Парижа, зарисовывая детали архитектурных сооружений того времени.
Чтобы усилить сверкание бриллиантов, Картье использует тончайшие нити платины, которая превращается в незаменимый при изготовлении украшений металл.
Гирлянды, лавровые венки, банты, кисточки и кружево были среди его любимых художественных средств. Клиентура Дома «Картье», именитая, аристократическая и в первую очередь богатая, по обе стороны Атлантики с удовольствием приобретала его изысканные, тонкие, изящные и невесомые изделия: «ошейники», украшения для корсажа, подвески и тиары.
Примерно с 1920 года Дом «Картье» принял новый стиль, однако придерживался умеренности, стиля и баланса, характерных для этого знаменитого дома, всегда отвечавшего вкусам и требованиям привилегированной элиты. Изделия Cartier в стиле ар деко 1920-х отталкивались, скорее, от строгих геометрических построений стиля гирлянды, чем от экспериментов художников-кубистов. Дальний Восток, Индия и Персия оказали влияние на дизайн, выбор сюжетов, материалов и хроматических комбинаций в изделиях Картье. Оригинальные индийские резные бусины и китайские перламутровые пластины с инкрустацией часто использовались в украшениях Дома «Картье» с ориентальными мотивами. Картье часто вставлял резные изумруды в оправы индийского стиля.
Китайские пагоды, химеры и драконы, египетские иероглифы, стилизованные животные и цветы в изобилии украшают и изделия в европейском духе: круглые и полукруглые броши, простые широкие браслеты и строгие сотуары.
Картье прославился своими хроматическими экспериментами, вошедшими в моду в 1920-х годах, он успешно сочетал сапфиры и изумруды, сапфиры и нефриты, а также резной горный хрусталь и ограненные драгоценные камни.
Брошь из сапфиров и бриллиантов в готическом стиле Cartier предвосхищает стиль Art Deco и отнимает у соперников пальму первенства художественного творчества.
В середине 1920-х годов Картье предложил модницам серьги-колокольчики в индийском стиле, состоявшие из навершия в форме бриллианта, к которому крепился кластер кабошонов, напоминающий гроздь винограда.
Вернулись в моду кельтские броши: Картье превратил их в незамкнутую окружность с застежкой-штыком, украшенную бриллиантами, ониксом, кораллами и мелкими полудрагоценными камнями.
В 1924 году Дом «Картье» создал кольцо из трех ободков, выполненных из золота разных цветов, которое, как и браслет той же формы, изготавливается и по сей день.
К концу 1930-х стилизованные природные мотивы, наводнившие ювелирное искусство, вдохновили Картье на создание брошей с божьими коровками, розами и камелиями, а также его знаменитых клипс в виде головы индуса или мавра, вырезанных из камня и украшенных эмалью и бриллиантами.
В 1937-м году ювелиры в лондонской мастерской дома создают потрясающее церемониальное рубиново-бриллиантовое колье для индийского махараджи Наванагара. Для этого шедевра махараджа сам привез огромные рубины из своих сокровищниц. В 1942-м мастера фирмы создают украшение-символ: брошь «птичка в клетке» — это оккупированная Франция. В 1944-м, после освобождения Франции, ювелиры создают новый символ – «свободная птичка».
В 1940-50х годах натурализм с триумфом вернулся в моду, привнеся в дизайн роскошные экзотические цветы, птиц, животных, листья и снежинки. В 1948 году Картье выпустил первую полностью трехмерную брошь в виде пантеры; она была выполнена по заказу герцогини Виндзорской из золота и черной эмали и опиралась на изумрудный кабошон. Это платиновая брошь — шкура дикой кошки, украшенная бриллиантами и сапфировыми «пятнами». Пантера, величественная и неприступная, опирается лапами на огромный сапфировый кабошон (152,35 карата).
В 1950-е и 1960-е годы подобные изделия с «большими кошками» заказывали себе прочие члены семейства Виндзоров, принцесса Ага Хан и Барбара Хаттон. Украшения в виде пантер и тигров пользуются спросом по сей день, и Дом моды Картье придает им те же убедительность, грацию и пластику, что и в конце 1940-х годов.
Пантера – вообще один из символов Cartier. Сегодня компания Cartier ищет по всему миру (по частным клиентам и антикварным салонам) украшения, созданные до 1965 года. Их реставрируют и продают частным клиентам. Есть среди этих вещей и украшения с пантерами. Ждать покупателя на редкий и прекрасный экземпляр долго не приходится. Великолепные произведения ювелирного искусства быстро находят истинных ценителей.
Развернувшаяся в прессе в конце 1980-х и в 1990-х годах кампания по борьбе против загрязнения окружающей среды и исчезновения редких видов животных заставила многих ювелиров обратить внимание на природные мотивы. В коллекции Naturalia, воплощающей богатство и красоту природы, в метафорическом виде представлены рыбы, раковины, птицы и растения. Дом «Картье» присоединился к борьбе против истребления носорогов, которую ведет Фонд дикой природы. Это событие было отмечено выпуском серии украшений с изображением этого животного. На протяжении 1990-х годов царство фауны стало для Дома «Картье» неисчерпаемым источником вдохновения.
Знаменитые «кошачьи» украшения Картье исполнялись в платине с бриллиантами и цветными драгоценными камнями и принимали форму браслетов, колец и ожерелий, а маски животных, просто золотые или инкрустированные драгоценными камнями, становились центральными звеньями браслетов-манжет или украшали крышки наручных часов. Слоны, еноты, журавли, попугаи и многие другие животные становились мотивами для забавных брошей или для целых серий украшений.
Модница 1980-х обязана была иметь часы Tank от «Картье» с золотыми подвижными звеньями.
Недавно появилась новая коллекция пантер от Cartier – La Panthere de Cartier. Украшения разнообразны: кольца из желтого золота, как будто расцарапанные когтями хищной кошки («царапины» бриллиантовые или из черного лака), кольца из белого золота, усыпанные бриллиантами с вкраплениями оникса, просто золотые с черным лаком.
Мило смотрятся «полосатые» серьги-кольца из белого или желтого золота с бриллиантами. В них есть объем, а в хищную кошачью коллекцию они вписываются благодаря «полоскам»: полоска — золото, полоска – бриллианты.
Ассоциации с диким нравом пантеры навевают и довольно элегантные кольца из белого золота, бриллиантов и оникса или желтого золота с черной лаковой вставкой. Схожий ассоциативный ряд выстраивается и при виде сережек-подвесок в духе Art Deco. На мочке – небольшой бриллиант (0,3 карата), от которого «спускается» цепочка из четырех крупных звеньев. Подвеска геометрически лаконична, но бриллианты круглой огранки и вкрапления черного лака смягчают жесткость форм.
Есть также украшения в форме головы пантеры — черный шелковый шнур с подвеской в виде зеленоглазой (или по материалу — «перидотоглазой») головы пантеры, которая держится зубами за шнурок. Кажется, это уменьшенная копия охотничьего трофея. У глаз именно этой хищницы интересное выражение: пантера будто бы скептически щурится, она явно недовольна всем вокруг, но слишком себя ценит, чтобы втягиваться в этот мелкий конфликт.
Есть еще одна «голова»: колье из желтого золота с подвеской в форме головы пантеры с изумрудными глазами (под глазами «отеки» из мелких бриллиантов). Пантера в ошейнике из золота, бриллиантов и оникса, ниже ошейника – подвески-цепочки с крупными продолговатыми звеньями.
Поэтому можно назвать эту серию украшений «на любителя».
Золото, алмаз, геометрические узоры, прозрачность – коллекция компании Cartier Париж Новая волна, выпущенная в 1999 году, отсылает нас то к экспериментальному творчеству парижских ювелиров, то к Парижу высокой моды.
В 2001 году Дом Cartier выпускает коллекцию Delices de Cartier – воплощение рая, где драгоценности заменили собой фрукты, цветы, звезды и игры. Эта коллекция ювелирных изделий наполнена светом, цветом и движением. Всё в этой коллекции дышит весельем, смелостью и вкусом.