На Руси всегда было много талантливейших мастеров золотых и серебряных дел.
В древних славянских захоронениях можно встретить искусно выполненные ожерелья и серьги из драгоценных и полудрагоценных камней.
Русские мастера превосходно владели сложнейшими техниками обработки драгоценных металлов и камней, умели прекрасно сочетать цветные камни и жемчуг с перегородчатыми эмалями и сканью.
Развиваясь вдали от западного ювелирного искусства, русское ювелирное дело отличалось своеобразием и было тесно связано с народными традициями. Форма посуды из металла повторяла форму деревянной утвари.
Драгоценные изделия украшали рисунками, похожими на рисунки по дереву или керамике, растительным орнаментом и чешуйками — узором, покрывающим купола древних церквей. Не было в Киевской Руси уголка, где бы ни работали искусные мастера.
Но во время монголо-татарского нашествия многие из русских мастеров золотых дел были уведены в плен или убиты, а мастерские уничтожены. Поэтому Иван в середине XV века, отправляя послов в Западную Европу, наказывал добывать искусных мастеров и рядить их, чтобы ехали к великому князю внаем. Но годился русскому царю мастер не всякий, а хитрый, который бы умел сосуды делать и кубки, да чеканить бы умел и писать на сосудах. Охотно ехали в Россию купцы, которым было разрешено свободно торговать украшениями.
И мастера внаем рядиться не отказывались, многих прельщал самый богатый в Европе царский двор. К концу XV века у Ивана III был уже целый штат мастеров, делавший посуду, оружие, доспехи — как лично для князя
Московского, так и на подарки гостям, ханам — турецкому и крымскому, да и другим важным особам.
К великому сожалению, не сохранились имена этих умельцев. Но по чудесным изделиям можно судить о высочайшем уровне мастерства. Чеканка, чернь, литье, басма, скань, резьба на серебре, эмаль — все приемы обработки и украшения использовали они в своих работах, пополнявших сокровищницу русского царя.
Правда, не многие современники видели эту роскошь. До Петра I богатство не выставляли напоказ. Украшения и дорогие костюмы берегли и передавали из поколения в поколение без переделок и изменений — за модой не гнались, да и незачем было. Заграничные гости бывали в России не часто, а сами русские много не путешествовали. Посему носили то же, что и предки.
Драгоценные металлы и камни для ювелирных изделий до XVII века везли из Византии, Китая, Индии и других стран: своих приисков Россия тогда не имела, и тем удивительнее обилие украшений, которыми владели не только богатые и знатные люди.
У всех царей были свои хранилища драгоценностей, которые они постоянно пополняли. В сундуках Ивана Грозного хранились украшения из бирюзы, кораллов, изумрудов, рубинов, жемчуга и сапфиров. Своей второй жене, Марии Темрюковне, Иван Васильевич преподнес трехкилограммовое золотое блюдо, на котором лежал головной убор замужней женщины — кика, украшенная драгоценными камнями и жемчугом.
В 1552 году, в честь взятия Казани, Иван IV повелел сделать Шапку царства Казанского. Необычный получился головной убор. Восточный и русский стиль переплелись: на золотой тулье вьется орнамент в русском стиле. Украшена шапка жемчугом, гранатами, бирюзой. Эти камни любили восточные мастера. Фамилии мастеров теперь уж не узнать. Известно только, что много было ювелиров, приглашенных из-за границы.
Славилась средневековая Русь и серебряными украшениями. И хотя в земле русской в то время было мало серебра, это не мешало серебряникам: в переделку шли монеты с Востока и Западной Европы, старые изделия и даже одежда, в ткань которой входила металлическая нить. В начале XVII века английским мастерам-серебряникам пришлось вернуться к себе на родину — местные умельцы справлялись с заказами сами.
Укреплялось государство, все роскошней становились украшения. Но мастера сохраняли традиционные для Руси ясность форм и благородство изделий.
В 1627—1628 годах для русских царей был изготовлен Большой наряд: скипетр, держава и венец — символы власти. Инокиня Марфа, в миру Ксения Ивановна, мать первого царя из династии Романовых, весьма интересовалась ювелирным делом. Бережно хранила она драгоценности, оставшиеся после Смутного времени, пополняя сокровищницу новыми изделиями. Целый штат девушек и женщин вышивали для нее золотом, серебром и жемчугом. Но увидеть эту роскошь можно было только в церкви и на особо важных приемах.
При Петре I в открытые между Россией и Европой ворота въезжали на Русь специалисты из разных областей, в том числе иностранные бриллиантщики, золотых и серебряных дел мастера.
С 1714 по 1800 годы в Россию прибыли больше полутысячи ювелиров, чтобы поработать во славу российской империи. В одной только Москве трудились 43 мастера золотых дел и 232 мастера по серебру.
Петр Великий, в отличие от многих особ своего окружения, был равнодушен к роскоши в личной жизни: его подданные ели на золотой посуде, а он любил вилки и ножи с деревянными черенками. Но могущество, слава и величие империи для него были неотделимы от золотого блеска. Нет другого такого раззолоченного города, как Петербург. Ни один двор Европы не демонстрировал миру такое обилие национальных украшений, как русский.
Для коронации своей супруги Екатерины I Петр заказал корону, украшенную алмазами и крупным жемчугом, с огромным — больше голубиного яйца — рубином, венчающим этот символ власти. Порфира — золототканая мантия императрицы — была осыпана таким количеством золотых двуглавых орлов, что Екатерина склонялась под тяжестью своего наряда.
Все сокровища, которые хранились в дворцовых покоях, Петр объявил собственностью не монархов, а государства. Правда, объявление регалий государственными не означало их неприкосновенности. Монархи могли сделать из старинных украшений новые. Государева шкатулка постоянно пополнялась.
Петр I установил государственный надзор за ювелирным производством, повелел построить в Петергофе шлифовальную фабрику для обработки и полирования самоцветов и стекол, положил начало разработке месторождений драгоценных камней в своей стране и переодел жителей в европейские костюмы.
Вместе с европейским костюмом к распространенным кольцам, браслетам, серьгам, цепочкам, монистам, ожерельям из жемчуга, добавились прежде редкие на Руси украшения: диадемы, броши, пряжки и запонки.
Петр Великий обязал мастеров объединяться в цеха. Это была привычная для европейцев организация дела, поэтому первыми создали свои цеха иностранцы. Благодаря цеховым книгам, счетам, аттестатам, которые вели пунктуальные немцы — члены ювелирного иностранного цеха в Петербурге, сохранились фамилии многих ювелиров.
Иностранные ювелиры брали к себе в ученики своих земляков, но нередко поступали в подмастерья и русские. Затем русские мастера золотых и серебряных дел объединились в свой цех. К сожалению, книги русского цеха не сохранились. Но до нас дошли фамилии некоторых первых русских ювелиров Санкт-Петербурга: С. Ларионов, Ф. Разумов, М. Вельский, И. Золотарев. В конце XVIII века в столице в русском цехе работали 44 русских мастера золотых дел, а в иностранном — 139 мастеров.