Тиары и украшения для волос
Парюры, полупарюры и гарнитуры
Уверенная в себе, оптимистически настроенная женщина 1980-х годов не нуждалась в подтверждении своего статуса при помощи дорогостоящих полных комплектов украшений, предпочитая смешивать и комбинировать драгоценности разных дизайнов и разных ювелиров. Общая тенденция к использованию желтого золота, компактный дизайн и округлые контуры облегчали эту задачу.
Крупные ювелирные дома, например «Булгари», «Картье» и «Бушерон», по-прежнему делали ожерелья, серьги, кольца и браслеты одного дизайна, однако, начиная с предыдущего десятилетия, их можно было приобретать по отдельности, что оставляло за покупателем возможность самостоятельно формировать комплекты. Модульные украшения «Булгари» и комплекты из экзотических пород дерева «Бушерона» являются лучшими примерами этой тенденции.
Серьги
Серьги в 1980-х годах были очень модными, что позволяет называть их «украшением десятилетия». Серьги считались и модным аксессуаром — тогда их выбирали в зависимости от наряда, с которым собирались носить, — и дорогостоящим украшением, произведением ювелирного искусства. По дизайну они были самыми разными, от простейших до самых изысканных. Длинные и короткие, с кластерами или подвижными подвесками, они следовали единому правилу: быть броскими, дерзкими, объемными и цветными. Короткие серьги обычно были крупными, броскими, без излишеств в дизайне.
Подвески висячих серег обычно были массивными и трехмерными.
Для дневного ношения предназначались крупные серьги-полусферы из полированного, выбитого или матового золота, иногда с мелкими бриллиантами или полудрагоценными камнями, расположенными в произвольном порядке. Диски, кольца, полумесяцы, стилизованные листья и кресты также были популярными мотивами для дневных серег из золота. Типичными для этого десятилетия считались серьги «Булгари» со старинными монетами в золотых рамках, а также клипсы — Kiss (поцелуй) крестообразной формы от «Паломы Пикассо» и Bean (зерно) от «Эльзы Перетти».
Более дорогие золотые клипсы, обильно украшенные драгоценными камнями, от «Булгари» характеризовались простыми округлыми линиями и мозаиками из камней различных огранок, драгоценных и полудрагоценных, в необычных цветовых комбинациях.
Дома «Гарри Уинстон» и «Граф», традиционно работавшие с камнями исключительного качества, следовали более классическому дизайну, изготавливая серьги с кластерами из стилизованных цветов или в форме колец, в которых основное внимание было сосредоточено на размерах и огранке драгоценных камней.
Висячие серьги 1980-х годов могли быть самых разных дизайнов, что предоставляло их обладательницам свободу выбора. Простые подвески-капли с верхним элементом-кластером, каскады разноцветных камней, кольца, прикрепленные к навершию в форме сердца, листа или диска, были самыми распространенными формами.
Изготовленные из золота с эмалью и полудрагоценными камнями, они идеально подходили к модным нарядам с широ к и м и плечами. Предложенные Домом «Марина Б.» серьги Pneu (шина — франц.) считались одними из самых популярных висячих серег этого периода. Отчасти их успех объяснялся тем, что подвески-«шины», вырезанные из полудрагоценных камней и прикрепленные к навершиям с драгоценными камнями, можно было менять, чтобы они в точности подходили к цвету одежды. Дома «Гарри Уинстон» и «Граф» производили экземпляры, обильно украшенные кластерами и каскадами драгоценных камней, как нельзя лучше подходившие к роскошным вечерним нарядам.
На протяжении 1990-х годов популярность серег немного сократилась, они стали сдержаннее по дизайну и более приглушенными по цвету. Одежда стала менее структурной, желтое золото уступило дорогу белому, а яркие цветовые сочетания — мягким контрастам. Линии стали проще и чище, основным направлением десятилетия можно назвать минимализм. В моду вернулись серьги-гвоздики с кластерами из жемчуга и бриллиантов. Геометрические фигуры из белого золота характеризовались скругленными углами, их украшали бриллиантами и цветными камнями. Висячие серьги не исчезли полностью, однако носили их теперь реже. К концу десятилетия натурализм, ставший одним из основных направлений в дизайне, выразился в создании многочисленных серег в форме морских звезд, рыб и листьев, полностью усыпанных разноцветными камнями.
Ожерелья
Работающая женщина 1980-х годов предпочитала практичные шейные украшения, красивые и одновременно удобные в носке. Длинные сотуары 1970-х сменились короткими гладкими ожерельями, которые отлично подходили к приталенным жакетам по моде того времени. Самым популярным ожерельем стал «ошейник», который носили у основания шеи. Он выполнялся в форме выпуклой полосы из золота, а драгоценные камни были интегрированы в общий дизайн. Выпуклые полосы из экзотических пород дерева с резьбой и поделочных материалов — розового кварца и горного хрусталя — в золотых оправах представляли отличную альтернативу более традиционным драгоценным и полудрагоценным камням. Дома «Бушерон» и «Пуаре» предлагали многочисленные варианты такого дизайна.
Эти ожерелья были гладкими, округлыми, иногда по центру к ним крепилась подвеска. Широко имитировались впервые выпущенные Домом «Булгари» ожерелья из плоских звеньев «трубопровод», спереди украшенные старинной монетой или кластером драгоценных камней, равно как и «ошейники»-кольца от «Марины Б.». Последние собирались на пружинах, благодаря чему отлично облегали шею, их инкрустировали жемчугом и разноцветными камнями. Самые дорогие экземпляры представляли собой ряды драгоценных камней, вправленных в решетку из желтого золота на золотых же пружинах.
Менее дорогими были золотые полые ожерелья на металлических пружинах, украшенные волнообразными узорами из бриллиантов.
Очень красивые, но не вычурные, эти ожерелья можно было носить по одному или по нескольку, одно над другим, в зависимости от того, для какой цели их надевали.
Ожерелье «Вращающиеся шары» с сапфирами и бриллиантами смонтировано так, чтобы каждую сферическую бусину можно было поворачивать бриллиантовой или сапфировой стороной наружу.
Иногда металлическую пружину оставляли на виду, лишь по краям обрамляя золотом, чтобы привлечь внимание к центральному мотиву с одним выдающимся драгоценным камнем или кластером камней. В дальнейшем этот дизайн развился до ожерелий, состоящих из нескольких пружин, скрепленных между собой культивированными жемчужинами либо полыми бусинами из оникса или перламутра.
Еще одна вариация на тему «ошейника» возникла в 1980-х годах: состояло такое ожерелье из центрального элемента с драгоценными камнями и сменными шелковыми ленточками различных цветов, которые можно было подбирать в зависимости от наряда. Модницы высоко оценили такое украшение, необычное, но и не претенциозное.
Эксклюзивные ожерелья, обильно украшенные самыми дорогими камнями исключительного качества, от «Гарри Уинстона» и «Графа», были, безусловно, более традиционными по дизайну. Эти дома предлагали ривьеры с крупными подвесками, ряды кластеров-цветков и нагрудники в форме буквы «V», разработанные специально, чтобы подчеркнуть совершенство использованных в них камней в незаметных креплениях-«лапках». Этого же направления они придерживались и в 1990-х годах.
Широкие золотые полосы 1980-х уступали место более воздушным украшениям. К концу десятилетия в моду вошли цепи из белого золота и платины с драгоценными камнями. Длинные сотуары несколько раз возвращались в моду, а плавные силуэты платьев 1990-х годов способствовали возрождению длинных подвижных шейных украшений. В течение нескольких сезонов в начале десятилетия ожерелья в индийском стиле, состоявшие из нескольких длинных нитей рубиновых, изумрудных и сапфировых бусин, были неотъемлемым аксессуаром женщины, следовавшей моде. Наиболее успешные модели 1980-х по-прежнему пользовались спросом, теперь уже в белом золоте.
Броши
Мода 1980-х годов на строгие жакеты с широкими подкладными плечиками способствовала популярности брошей. Массивные, броские, цветные, броши часто продавались в комплекте с клипсами. Диски, кольца, кластеры и пластины с геометрическими узорами из различных материалов были самыми популярными формами модных брошей этого десятилетия с характерными округлыми контурами и дерзкими цветовыми комбинациями.
Броши оставались в моде и в 1990-х годах, однако по дизайну они стали более женственными. Вслед за фирмой JAR с ее линией натуралистических украшений, выпущенной во второй половине 1980-х, многие другие ювелирные фирмы начали производство брошей в форме животных, насекомых, листьев и цветов с разноцветными драгоценными и полудрагоценными камнями. сапфиры, турмалины, гранаты и бриллианты использовались во всем многообразии оттенков, чтобы как можно точнее приблизить украшения к их прототипам из мира природы. От крошечных божьих коровок до стеблей с цветами в натуральную величину, эти непосредственные и яркие изделия были на пике популярности в 1990-х годах.
Подвески
Мода 1980-х годов на короткие компактные ожерелья не благоприятствовала изготовлению подвесок, особенно в сфере дорогостоящих украшений, однако некоторые наиболее значительные произведения этого периода, с обильным использованием очень дорогих камней, иногда снабжались дополнительной отстегивающейся подвеской, разработанной так, чтобы подчеркивать красоту центрального редкого камня. Небольшие подвески-«подписи» из золота, иногда с драгоценными камнями, считались модным аксессуаром, вроде шарфа от «Гермеса» или сумки от «Гуччи». В 1980-х и начале 1990-х годов модно было носить на шее на золотой цепочке, кожаном шнурке или шелковой ленточке бабочку или четырехлистник с полудрагоценными камнями от «Ван Клиф и Арпельс», золотую пантеру от «Картье» или золотой диск с броской надписью BVLGARI.
Браслеты
В 1980-х годах в моде были браслеты в форме широких полос или манжет, по дизайну совпадающие с широкими «ошейниками». Такие браслеты носили по нескольку сразу. Самые дорогие и сложные, часто в форме неподвижных «запястий» или подвижных лент, инкрустировались бриллиантами и цветными камнями по желтому золоту. Для дневного ношения предназначались более простые изделия в форме полос из звеньев различной формы. Среди самых популярных украшений для рук конца 1980 — начала 1990-х годов были браслеты из серий Parentesi и Tubogas от «Булгари». Просто золотые или инкрустированные драгоценными камнями, они идеально подходили для ношения в течение дня, часто в комбинации с другими золотыми браслетами.
Популярны были и «запястья», особенно широкие и массивные. Одним из самых успешных по дизайну было «запястье» Bone, созданное Эльзой Перетти для «Тиффани». Эта простая, но элегантная модель, с обширными поверхностями полированного золота или серебра, оставалась модной на протяжении 1990-х годов. К жестким «ошейникам» середины 1980-х часто прилагались откидные браслеты того же дизайна.
В 1990-х годах, когда ювелирный дизайн стал более сдержанным, спросом стали пользоваться тонкие полоски бриллиантов или цветных камней. Это могли быть бриллианты огранки «багет» или «бриллиант», а также гибкие ряды бриллиантов разных оттенков белого, розового и желтого, огранки «принцесса». В моде были также тонкие цепочки из платины или белого золота, украшенные драгоценными камнями или кластерами. «Запястья» и широкие браслеты-мажеты полностью не исчезли, но дизайн их стал более сдержанным.
Наручные часы
Рынок наручных часов очень вырос за последние два десятилетия века. Предметы роскоши пользовались спросом, дизайнерские изделия стали предметом вожделения множества людей, поэтому большинство ювелирных фирм включило наручные часы в свои коллекции — на них название марки было более чем заметно. Количество вариантов размеров и дизайна наручных часов было столь велико в эти два десятилетия, что практически невозможно выявить главную тенденцию в этой области.
В 1980-х годах часы были броскими и цветными. Многие ювелирные дома создавали часы на браслетах, по дизайну не отличавшихся от прочих браслетов этой фирмы, с циферблатом, на котором легко читалось название производителя. Чаще всего они были из желтого золота, усыпанные бриллиантами. Огромный успех имели часы от «Булгари» на браслетах из серий Parentesi и Alveare.
Подлинным фетишем десятилетия стали часы от «Булгари» с браслетом Tubogas, обвивавшим руку один или несколько раз, впервые представленные в 1970-х годах. Дома «Бушерон», «Шопар», «Ван Клиф и Арпельс», «Марина Б.» и многие другие вступили в конкуренцию с производителями часов, которые оказались достойными противниками, и усовершенствовали дизайн своей продукции, чтобы она не отставала от моды. В 1990-х годах белый металл отвоевал себе место и в часовом деле. Характерным признаком десятилетия стали поверхности, усыпанные цветными бриллиантами, часто украшавшие браслеты и корпуса часов. Бестселлерами стали часы из белого золота от «Булгари»; Дом «Картье» начал изготовление своих популярных моделей Tank (танк) и Panthere (пантера) в платине, и стал встраивать крошечные циферблаты в «кошачьи» браслеты из платины, оникса и бриллиантов.
Кольца
Кольца широко носились и в 1980-х, и в 1990-х годах, а от моделей предыдущих десятилетий их отличали крупные размеры и броский дизайн. 1980-е ассоциируются с массивными цветными изделиями с драгоценными камнями, часто кабошонами, увенчивающими куполообразный золотой мотив, полированный либо украшенный выдувными или выбивными узорами. В более сложных экземплярах золотой купол часто усыпан мелкими камнями различных огранок, контрастирующими по цвету с центральным камнем. Множество вариаций на эту тему предложил Дом «Булгари», да и все именитые дома следовали этой тенденции. Массивные и выступающие, такие кольца пользовались большим успехом благодаря округлым гладким контурам и отсутствию «лапок», цепляющихся за одежду. «Марина Б.» предлагала очень широкие полосы металла с камнями разных цветов и огранок, которые были броскими, яркими и одновременно удобными в носке.
Менее дорогие кольца выполнялись в форме золотых полос с ограненными камнями или кабошонами в «цыганских» оправах. Многократно копировались и интерпретировались кольца Дома «Булгари» Parentesi и с монетами. Модель этого же Дома Tubogas, плотно облегавшая палец, вдохновила многих ювелиров на создание очень популярных змеевидных колец.
Мало что изменилось в этой области и в 1990-х годах. Размеры остались прежними, однако желтое золото уступило дорогу платине и белому золоту, а цветовые комбинации стали более приглушенными. Одним из наиболее популярных и широко копируемых колец этого десятилетия было Anneau (кольцо — франц.) от «Шоме». Оно представляло собой полую ленту из белого, желтого или розового золота, градуированную по диаметру, сверху плотно усыпанную драгоценными камнями. Массивные кольца от «Шанель» в форме сглаженного восьмиугольника с разноцветными камнями были созданы по эскизам, выполненным когда-то самой мадемуазель Шанель, пользовались огромным успехом во второй половине 1990-х годов наряду с кольцами-куполами с цветными камнями и бриллиантовой звездой или полумесяцем.
На протяжении обоих десятилетий самые крупные и дорогие кольца изготавливались из желтого золота или белых металлов, а редчайшие камни, которые в них использовались, крепились традиционно, «лапками» или ободками. Встречались и необычные цветовые комбинации: центральный бриллиант в креплениях-«лапках» окружали боковые элементы с цветными камнями; изумруды могли быть окружены желтыми бриллиантами; цветные розовые, синие и желтые бриллианты собирались в кластеры. В 1990-х г. редкие камни включались в сложные изделия в виде перевитых щупальцев, усыпанных мелкими разноцветными камнями круглой огранки.