Настоящим гением эпохи ар нуво был Рене Лалик (1860-1945), чьи новаторские идеи переняли ювелиры Европы и Америки.
Ранние работы Лалика, продававшиеся домами Бушерона, Картье и Веве, были в обычном натуралистическом стиле. Однако он быстро начал привносить в них фантазию и оригинальность; в 1880-х и начале 1890-х годов он посвятил себя изучению различных техник эмали и начал вырабатывать свой собственный, абсолютно оригинальный стиль, в котором идеально сочетались оригинальные и изысканные идеи и отточенное техническое мастерство.
В результате его коллекция, представленная в 1895 году на выставке французского Художественного общества, произвела настоящий фурор. Публика была покорена нежными гибкими линиями женских фигур, бабочек и насекомых, изображенных на его изделиях.
Слава Лалика росла и крепла, вскоре его уже считали спасителем ювелирного дела во Франции, обратившим вспять его устаревание и отмирание. Лалик с триумфом выступил на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, его драгоценности были известны по всему миру, их копировали, им подражали.
Работы Анри Веве (1854-1942) в стиле ар нуво прославились благодаря идеальному качеству эмалей и работы по золоту. Его украшения были свежими, оригинальными, в них наиболее полно использовались новые для ювелирного дела мотивы женских образов.
Жорж Фуке (1862-1957), сын Альфонса Фуке (1828-1911), вслед за отцом развивал идеи ар нуво и к концу XIX века организовал производство удивительных украшений с оконной эмалью.
Благодаря недолгому сотрудничеству с Альфонсом Мухой (1860-1939), известным чешским художником и дизайнером, в его изделиях появились необыкновенные, полные театральности, орнаменты на эмали в экзотическом, восточном духе; на такие украшения хотелось скорее смотреть, чем носить.
Это увлечение Фуке продлилось до 1908 года, затем театральные и растительные мотивы почти исчезли из его произведений, и в дальнейшем он работал в умеренном и строгом эдвардианском стиле.
Примерно тогда же во Франции возродился интерес к работе медальеров.
В конце 1880-х годов среди ювелиров, использовавших медали в своих изделиях, наиболее известным был Луи Десбазай. Большим успехом пользовались созданные им браслеты и броши с пластинками из литого золота, на которых можно было увидеть аллегорические фигуры, олицетворяющие искусства и времена года в классическом духе, изображенные плавными линиями в стиле ар нуво.
Ар нуво в различной степени повлиял на развитие искусства в большинстве европейских стран. В Бельгии это влияние было особенно заметно в работах Хенри ван де Вельде (1863-1957). В Скандинавии Георг Хенсен (1866-1935) создавал изделия из серебра со стилизованными природными мотивами. На ювелирном деле в Италии этот стиль сказался мало, разве что Мюзи из Турина работал в упрощенном французском духе. В Испании Луис Масриера (1872-1958) создавал изделия в стиле, близком к Лалику.
Роберт Эшби (1863-1942) создавал прекрасные изделия с природными мотивами, близкие по духу к французскому ар нуво. Его имя в первую очередь ассоциируется с мотивами павлинов и павлиньих перьев из серебра с эмалью, бирюзой и опалами.
Артур Гаскин (1862-1928) и его жена Джорджи (1868-1934) изготавливали чудесные композиции, включающие стилизованные листья и цветы из серебра с эмалью, бирюзой и опалами.
Генри Вильсон (1862-1934) выполнял украшения, в которых символизм и аллегории воплощались в чеканке и искусных эмалях. Под влиянием японского искусства он создавал также и прелестные стилизации природных мотивов. Его успех отчасти связан и с тем, что он, вопреки правилам движения «Искусств и ремесел», доверял изготовление украшений по своим эскизам профессиональным ювелирам.
Фирма «Либерти и К» прославилась тем, что сделала авторские украшения доступными широкой публике, умело сочетая принципы дизайна движения «Искусств и ремесел» с качественным массовым производством; изделия этой фирмы были одновременно модными, красивыми и доступными по цене.
В «Либерти» продавались украшения, разработанные несколькими художниками под общей маркой «Кимрик». Большую часть этих украшений создал Арчибальд Нокс (1864-1933), характерным признаком работ которого были узлы и переплетающиеся ленты в кельтском духе.
Основными конкурентами «Либерти» были «Мюррль Беннет и К», производившие изделия, схожие по дизайну с маркой «Кимрик», и познакомившие англичан с германскими украшениями, выполненными в духе направления «югенд-стиль»; один из владельцев фирмы, Эрнст Мюррль, немец по происхождению, поставлял для нее украшения из германского города Пфорцхейма.
Сильное влияние на немецкие и австрийские ювелирные изделия, выполненные в «югендстиле» оказала Школа дизайна Глазго под руководством Чарлза Ренни Макинтоша. Редкие драгоценности, созданные в ее стенах, были сильно стилизованными, в них прямоугольные мотивы складывались в извилистые линии, типичные для шотландской школы дизайна; эти изделия больше соответствовали умеренному европейскому вкусу, чем идеалам движения «Искусств и ремесел».
Новое направление в искусстве распространилось не только по Европе; в США ювелирные фирмы «Тиффани и К» и «Маркус и К» работали в стиле, близком к Лалику, и специализировались на «авторских драгоценностях» с использованием эмали, выемчатой и оконной, и полудрагоценных камней.
Обзор ювелирного искусства конца XIX века был бы неполным без упоминания о Карле Фаберже, знаменитом русском ювелире.
Из-под его рук вышло немного украшений, в основном, это были фигурки животных и вазы из поделочного камня с резьбой, пасхальные яйца с эмалью и самоцветами, рамки, шкатулки и часы.
Его изделиям свойствен пышный и вычурный стиль французского рококо, смягченный эмалями и гирляндами лавровых листьев, отчеканенных из красного, желтого и зеленого золота.
В некоторых произведениях Фаберже заметно влияние ар нуво, однако они достаточно скромны и невыразительны, это просто изделия с кабошонами — аметистовыми и сапфировыми — в рамке из бриллиантов.
Его работы, начиная с миниатюрных пасхальных яиц-подвесок и до крупных объектов с драгоценными камнями, отличаются высочайшим качеством.