Тиары
Тиары являлись, пожалуй, самым типичным украшением начала XX века. Будучи необходимы для официальных приемов и пышных торжеств, они пользовались постоянным спросом у представителей высших слоев общества, для которых служили символом роскоши, процветания и стиля.
В первые годы XX века бриллиантовые тиары выполнялись, в основном, в форме крыльев, также они состояли из пяти — семи мотивов в форме звезды или кластера-цветка, либо повторяли ланцетовидный дизайн русской императорской тиары конца XIX века.
Среди новинок наибольшей популярностью пользовалась тиара в форме меандра, то есть ленты из геометрических элементов в греческом стиле. Стилизованные листья лавра и аканта служили декоративным мотивом для строгих тиар в виде бандо.
Тиары с растительными мотивами по-прежнему пользовались спросом; в стиле гирлянды изготавливались тиары петельчатой и фестончатой форм с подвесками из жемчуга, подвижными элементами и панделоками, одновременно изящными и эффектными.
В 1910 году в Париже тиары вышли из моды. Вскоре после этого от них отказались и в Нью-Йорке, а вот в Лондоне, с его неизменно строгими правилами придворного этикета, тиары по-прежнему изготавливались и надевались.
На место тиар пришли бандо: украшения в форме простой ленты, которые нужно было носить непосредственно надо лбом, — они лучше тиар подходили к простым прямым линиям новых туалетов, кроме того, они проще крепились — с помощью ленточки, завязывающейся на затылке. Мотивы для таких украшений ювелиры черпали в стиле гирлянды. Поль Пуаре предлагал модницам надевать бандо с отстегивающимся вертикальным элементом по центру, обычно это была крупная каплевидная жемчужина или драгоценный камень огранки «груша».
Менее строгие бандо представляли собой полоски тюля или кружева, по цвету подходящие к наряду, с бриллиантовым зажимом или пряжкой.
Плюмажи, уже входившие в моду в 1890-х годах, стали обязательными спутниками туалетов, сшитых у братьев Ворт или у Пуаре. До 1910 года самым распространенным мотивом для плюмажей были растительные элементы: листья, цветы и пшеничные колосья. Однако гастроли Русского балета предоставили ювелирам новый источник вдохновения; теперь на плюмажах появились персидские листья, китайские гонги, цветки лотоса, папирусы и индийские сарпеши — традиционные орнаменты тюрбанов — из драгоценных камней в сочетании с перьями редких экзотических птиц.
Плюмажи из перьев белой цапли, скрепленных бриллиантовым мотивом крыльев, впервые появившиеся в 1890-х, в 1910 году достигли пика популярности.
Постепенно выходил из моды обычай носить броши в волосах, однако броши-полумесяцы, прикрепленные к шпилькам, носились вплоть до начала Первой мировой войны, часто в сочетании с перьями.
Тенденция к исчезновению полных комплектов украшений, начавшаяся в конце XIX века, развивалась и в XX. Вместо парюр стало модным сочетать жемчужные ожерелья с бриллиантовыми браслетами и серьгами, не обязательно одинаковыми по дизайну, однако в едином стиле; парюры же практически исчезли из ассортимента крупных ювелирных домов. Они вернулись в него только в 1930-х годах, а в 1940-х снова стали модными.
Серьги
Бриллиантовые серьги-гвоздики пользовались популярностью в первом десятилетии XX века, однако после нововведений в женском костюме, предложенных Пуаре, на пике моды оказались серьги с изящными подвесками в стиле гирлянды, дополнявшие изящные платья из кисеи и кружев.
Большим успехом пользовались серьги в виде гирлянд из мелких бриллиантовых листьев с подвижным центральным элементом из крупного бриллианта или цветного камня, а также серьги с подвижным элементом из бриллианта, аквамарина или изумруда на цепочке из бриллиантов в оправе с грануляцией. Еще одной распространенной формой для висячих серег был каскад из небольших стилизованных кистевидных элементов.
Ожерелья
«Ошейники», впервые появившиеся в конце XIX века и ставшие модными с легкой руки принцессы Уэльской, были самым популярным шейным украшением вплоть до начала Первой мировой войны. Чаще всего это были бриллиантовые кружева с мотивами в стиле гирлянды, их украшали фестонами со стилизованными листьями и цветами, а носить их было модно на черной шелковой или бархатной ленте, подчеркивавшей изящество ажурных узоров.
Жемчужные «ошейники» стали еще шире, чем в конце XIX века; количество рядов в них порой доходило до двадцати, а скрепляли их вместе бриллиантовые пластины. К ним обычно надевали жемчужные нити, оставлявшие область декольте свободной для самых широких «ошейников».
Сотуары были не менее популярны. Самые дорогие выполнялись в форме длинных ленточек из переплетенных звеньев с мелким жемчугом или бриллиантами, с кисточками или бахромой на концах. Кисточки часто заменяла круглая или восьмиугольная подвеска с ажурными геометрическими или цветочными узорами в стиле гирлянды, украшенная бриллиантами.
Менее дорогие сотуары представляли собой длинные золотые цепочки из звеньев разной формы и плетения, в интервалах украшенные мелким жемчугом, бирюзой, миссисипским жемчугом в оплетке из золотой проволоки или из эмалевых прямоугольников, перемежающихся жемчугом.
Их носили в два-три оборота вокруг шеи, прикалывали к юбкам, фестонами закрепляли на талии — так же, как длинные цепочки в XIX веке.
Сотуары из перевитых жемчужных нитей с бриллиантовыми навершиями на кисточках просто обвязывали вокруг талии. Весьма привлекательно выглядели сотуары в виде длинных цепей из бриллиантов или разноцветных драгоценных камней в «очковой» оправе (ободке из тонкой золотой или платиновой проволоки, похожей на оправу очков).
В моде были сотуары из ониксовых и коралловых бусин. Сотуар как нельзя лучше подходил к новому вертикальному силуэту, поэтому именно он стал самым распространенным шейным украшением 1920-х годов.
В 1900-е годы возникла особая форма ожерелья, «лавальер», представлявшая собой простую цепочку с грушевидной подвеской или жемчужиной-каплей. Вариантом такого украшения была подвеска «Эдна Мэй», названная в честь знаменитой американской актрисы; она состояла из простого камня в оправе-ободке или кластера, прикрепленного к меньшему камню простой петлей, на короткой тонкой цепочке. Более сложной по дизайну была подвеска-«неглиже»: верхнее звено с драгоценными камнями и две «капли», подвешенные к нему на цепочках разной длины.
Среди прочих модных шейных украшений были тонкие короткие цепочки, часто ожерелья строгого дизайна полностью подчинялись законам стиля и выполнялись в форме изящных гирлянд, соединенных бантами.
Броши
Для первого десятилетия XX века были типичны украшения для корсажа — крупные броши, которые пришивали непосредственно к платью. Мотивы для них выбирались из арсенала стиля гирлянды: листья аканта, лавровые венки, банты, абстрактные ажурные решетки. Когда же в 1910 году корсаж перестал быть частью женского наряда, такие украшения стало некуда крепить, поэтому их переделали в более компактные. Как и в последние годы XIX века, вплоть до 1910 года модно было носить помногу мелких брошей.
Самыми популярными были броши с эмалью в виде роз, ромашек, примул, кувшинок с бриллиантовыми серединками и анютиных глазок с бархатными лепестками в рамке из мелких бриллиантов.
Броши и броши-подвески в стиле гирлянды выполнялись в форме венков и фестонов из бриллиантов в оправе с грануляцией, окружающих крупные цветные камни, часто увенчанных мотивом банта. Прямоугольные пластины и мотивы «картуш», часто ажурные, решетчатые, украшенные бриллиантовыми гирляндами, были наиболее типичны для этого периода.
По-прежнему пользовались спросом броши-перекладины с различными декоративными мотивами или одиночным алмазом бриллиантовой огранки по центру. Большинство брошей были ажурными, полностью усыпанными бриллиантами, либо украшенными камнями в оправе с грануляцией.
Входили в моду броши в виде простой линии «калиброванных» цветных камней или бриллиантов в оправе с грануляцией, по размеру градуированных от центра.
Броши-банты могли быть полностью узорными и усыпанными бриллиантами либо состоять из черного бархата в бриллиантовом обрамлении. По-прежнему носились спортивные и обыденные броши, арсенал их мотивов пополнился обезьянками-акробатами, автомобильными колесами, аэропланами, теннисными ракетками и тому подобным.
В конце XIX века популярными мотивами для небольших брошей были сердечки, пары сердечек, крылья, овалы из красной, синей или зеленой эмали с узором из пересекающихся линий, украшенные бриллиантами и обрамленные жемчужинами.
Как и в 1890-х, в первом десятилетии XX века популярны были броши в форме животных и насекомых.
Подвески
Самыми характерными для начала XX века были подвески в виде круглых ажурных решетчатых пластин с узорами из бантов, цветочных гирлянд или с геометрическими мотивами из бриллиантов в оправе с грануляцией. Часто такие подвески снабжались подложкой из эмали с рифленым основанием нежных розовых, фиолетовых, салатных и голубых цветов, модных в одежде, а носили их на длинных цепочках с трубчатыми звеньями, также украшенными эмалью.
Гирлянды и банты встречались и на подвесках ромбовидных и фантазийных форм.
Корпуса подвесных часиков также украшались эмалью с рифленым основанием, поверх которой шла решетка из мелких бриллиантов.
Типичны были и подвески в форме ромба или измененного треугольника, полностью ажурные и усыпанные бриллиантами, напоминающие сложенные носовые платки, которые так и называли — «платочными» подвесками.
Недорогие подвески украшали золотые завитки и листья, мелкий жемчуг, аметисты, бирюза, оливины. Во многих подвесках того времени по-прежнему прослеживается влияние стиля ар нуво.
Часы, наручные и подвесные
Первые женские наручные часы были выпущены Домом «Картье» в конце 1880-х годов, однако лишь в 1910 году их стали носить повсеместно. Их небольшие прямоугольные, овальные или восьмиугольные корпуса по контуру стекла полностью усыпали бриллиантами, а ремешками служили черные муаровые ленточки. Дом «Картье» производил также восхитительные экземпляры с браслетами из нескольких рядов мелкого жемчуга с бриллиантами.
Одновременно выпускались и подвесные часы прямоугольной или овальной формы, часто в ориентальном стиле, с ониксом и бриллиантами, их носили на сотуарах, а также черных шнурках или шелковых ленточках.
Браслеты
Отошла викторианская мода на многочисленные браслеты и «запястья», теперь браслеты носили по одному, обычно на каждой руке. Они стали тоньше, чем в XIX веке, часто их украшала лишь полоска из калиброванных камней или несколько рядов контрастных самоцветов — собственно говоря, эта форма браслета осталась самой распространенной и по сей день.
Набирали популярность браслеты, спереди состоящие из ряда декоративных элементов с самоцветами либо с продольным ажурным элементом и с задней частью в виде цепочки из шарнирных звеньев. Такие браслеты можно было надевать на руку любого размера, кроме того, они стоили дешевле, чем полностью усыпанные камнями. Тонкие «запястья», распространенные в XIX веке, по-прежнему оставались модными, обычно спереди их украшала полуокружность из бриллиантов, уменьшающихся в размере от центра, часто в сочетании с цветными камнями.
Встречались и браслеты с модными мотивами гирлянды или банта.
Кольца
Колец носили помногу, часто на каждом пальце. В моде по-прежнему были кольца-полуокружности с бриллиантами или с бриллиантами в комбинации с цветными камнями, не слишком вычурные и удобные в носке. Как и в последнем десятилетии ХГХ века, продолжался выпуск колец с одним бриллиантом и полностью усыпанных камнями.
Чуть позже началось производство колец с ажурными круглыми, прямоугольными, овальными пластинами и «маркизами», полностью усыпанными драгоценными камнями, на тонких ободках.
Типичными для этого периода являются кольца с бриллиантом овальной, круглой огранки или «маркизой» в рамке из калиброванных камней контрастного цвета либо кольца с цветным драгоценным камнем в рамке из бриллиантов с гранулированной оправой.
Мотивы сердечек и бантов, характерные для стиля гирлянды, использовались и в дизайне колец. Огромным спросом пользовались кольца с цветным камнем огранки «груша» в бриллиантовой рамке в форме сердечка, увенчанной бантом.
Пряжки
До тех пор, пока Пуаре не внес коррективы в женский силуэт, модными были узкие талии, перехваченные поясом с пряжкой, которая являлась, соответственно, неотъемлемой деталью гардероба.
Для дневного ношения предназначались пряжки с эмалью в стиле ар нуво; вечером их заменяли бриллиантовые ажурные пластины с узорами в форме гирлянды.
Небольшие пряжки и зажимы с одним рядом бриллиантов закрепляли на бандо из шелка или тюля, окружавших голову подобно диадеме.
Очень интересная статья! Поделитесь использованными источниками пожалуйста.