1960 — 1980 годы. Ювелирные украшения и бижутерия

1960 - 1980 годы. Ювелирные украшения и бижутерия Ювелирная мода

Тиары и украшения для волос

С наступлением 1960-х годов тиары полностью исчезли из каталогов ювелирных фирм, а те, что еще надевали на свадьбы и государственные приемы, были изготовлены либо в предыдущих десятилетиях, либо в XIX веке. Отсутствие же современных, модных дизайнов в этой области особенно никого не расстраивал.

В 1960-х годах полностью исчезла традиция, еще встречавшаяся в 1950-х, украшать высокие прически драгоценными клипсами и брошами, да и сами эти прически вышли из моды.

Парюры, полупарюры и гарнитуры

Гарнитуры из украшений одинакового дизайна пользовались большим спросом в 1960-х и 1970-х годах, не были редкостью даже полные парюры, включающие ожерелье, браслет, броши, кольцо и серьги. Полупарюры из броши и серег были особенно распространены в 1960-х годах, а в следующем десятилетии самыми популярными были гарнитуры из сотуара и серег либо кольца и серег. Общих правил тем не менее не существовало, так что в этот период изготавливались самые разные комбинации одинаковых по дизайну украшений. Об их формах и выборе материалов можно прочитать в следующих разделах, посвященных серьгам, ожерельям, брошам, браслетам и кольцам.

Серьги

В 1960-х годах были популярны серьги самых разных форм и длины, достаточно крупные и очень живописные. Общий эффект в них достигался не за счет дорогих камней, а благодаря контрастным текстурам, материалам и цветам. В то время были модны короткие стрижки, предложенные Видал Сассуном, и простые ожерелья, поэтому серьгам отводилось достаточно большое внимание.

Распространившийся повсеместно интерес к необычным материалам подвиг таких ювелиров, как Дэвид Уэбб и Вердура в Нью-Йорке и Дард и сыновья в Париже, использовать экзотические раковины в качестве украшения для ушей. Раковины самых разных цветов и форм превращались в короткие и длинные висячие серьги. В Лондоне Эндрю Грима заключал удлиненные, напоминающие клык, тихоокеанские ракушки в решетки из золотой проволоки, свисавшие с мочки уха.

Не менее модными были разноцветные экзотические серьги с мотивами растений, животных и необычных предметов. В лучших традициях этого направления выполнены серьги-лягушки с заклепками из золотых бусин работы Дэвида Уэбба и клипсы-ананасы с драгоценными камнями работы Вердуры.
1960 - 1980 годы. Ювелирные украшения и бижутерия
Абстрактные и асимметричные мотивы, доминировавшие в ювелирном дизайне 1960-х годов, воплотились в многочисленных клипсах из различных материалов, легко узнаваемых по их зазубренным контурам, текстурированным металлическим поверхностям и ярким цветам.

Более традиционные серьги имели круглую или куполообразную форму, выполнялись из желтого золота с разными текстурами и плетениями и были украшены мелкими бриллиантами и цветными драгоценными камнями, расположенными произвольно.

Кабошоны из бирюзы или кораллов, а также крупные жемчужины неправильной формы часто превращались в серьги, будучи заключенными в оправу, напоминающую корни дерева, или закреплены в центре асимметричной композиции из мелких геометрических элементов, отлитых из золота.

Более дорогие серьги, безусловно, изготавливались и в этот период, однако их дизайн был более сдержанным и традиционным. Среди самых популярных форм были стилизованные цветы и асимметричные кластеры, иногда поддерживающие каскады роскошных драгоценных камней различной огранки. По дизайну они напоминали серьги 1950-х годов, однако гибкие извилистые линии того периода сменились теперь заостренными, ломаными зубчатыми контурами.

В 1970-х годах дизайн серег, как и одежды или причесок, казалось, освободился от любых ограничений и допускал любые варианты.
Брошь с рубинами и бриллиантами в форме семейства грибов-поганок, прикрепленных подвижно к пригорку из рубиновых кабошонов. Роджер Кинг для Рой С. Кинг
Пожалуй, самые типичные серьги этого десятилетия выполнялись в виде кольцевых или овальных элементов, прикрепленных к навершию такой же формы, но меньшего размера. Кольца эти вырезались из поделочных материалов, например из горного хрусталя, оникса, кораллов, ляпис-лазури, слоновой кости, панциря черепахи или экзотических пород дерева. Они могли быть изготовлены из золота, украшены небольшим количеством бриллиантов и яркой эмалью контрастных цветов. Все основные ювелирные дома — «Ван Клиф и Арпельс», «Бушерон» и «Мобуссан» в Париже, «Кучински» в Лондоне, «Дэвид Уэбб» в Нью-Йорке и т.д. — создавали собственные версии этого весьма успешного дизайна, зачастую прилагая к серьгам длинную цепь с подвеской, которая повторяла тот же мотив в увеличенном виде.

Серьги в виде двух колец могли быть и очень дорогими, если их полностью покрывали драгоценными камнями, например бриллиантами, или бриллиантами и рубинами, изумрудами, или сапфирами.

Дорогие висячие серьги изготавливались также в индийском стиле: в виде крупных каскадов и жирандолей из рубинов, изумрудов, сапфиров и бриллиантов, часто в форме кабошона, напоминающих о традиционных украшениях из Джайпура.

Короткие серьги обычно выполнялись в форме полуокружности и крепились к мочке уха застежкой-клипсой. Они бывали как относительно недорогими, из золота с различными текстурами, так и весьма ценными, из поделочных материалов с бриллиантами или полностью покрытые драгоценными камнями.

Ожерелья

В 1960-х годах наибольшей популярностью пользовались короткие ожерелья, охватывавшие шею у основания, из золота различной работы, зачастую с бриллиантами и цветными камнями.

В моде были ожерелья в виде простой металлической ленты, окружающей шею, с массивной подвеской абстрактного дизайна, украшенной мелкими бриллиантами или одним большим полудрагоценным камнем в обрамлении золотых зубцов. Чаще всего на таких подвесках встречались куски агата, скопления кристаллов и барочные жемчужины.

Более изысканные и дорогие экземпляры выполнялись в форме коротких «ошейников», заостренных или увеличенных по центру в форме нагрудника, украшенных бриллиантами, обычно огранки «маркиза» или «груша», или бриллиантами и цветными камнями, образующими стилизованные мотивы листьев и цветов. Такие украшения выглядели очень динамичными благодаря зазубренным неправильным контурам и камням, закрепленным на разной высоте, придающим ожерелью глубину и объемность. Бесспорное превосходство бриллиантов 1950-х годов сменилось широким использованием рубинов, сапфиров и изумрудов в сочетании с бриллиантами.

В 1960-х годах в дорогостоящие изделия вернулась бирюза: благодаря богатому выразительному цвету, она часто использовалась в ожерельях вместе с бриллиантами.

В моде были также жемчужные ожерелья, пользовавшиеся спросом у традиционно настроенных покупателей, обычно с золотой или бриллиантовой застежкой асимметричного геометрического дизайна, характерного для этого периода.

Ожерелья-«шнурки» из нити цветных полудрагоценных бусин, перевитой с нитью бусин золотых, создавали многие ювелирные фирмы. Наиболее часто в них встречаются бирюза и кораллы.

Даже самые дорогие и роскошные изделия с бриллиантами, изготовленные, например, Гарри Уинстоном, подчинялись общей для 1960-х тенденции к зубчатым изломанным контурам. Он изготавливал ожерелья-ривьеры из бриллиантов огранки «маркиза», расположенных вертикально, иногда с крупной подвеской, в центре которой находился большой бриллиант или цветной камень, обрамленный рамкой из бриллиантов огранки «маркиза» или «груша».

Мода на короткие ожерелья резко прошла в 1970-х годах, когда этнические веяния заставили женщин надеть длинные юбки, сборчатые блузки, болеро, шали с бахромой и прочие затейливые наряды.

Короткие геометрические ожерелья абстрактного дизайна уступили место длинным цепям и сотуарам, лучше подходившим к такой одежде.

Самым типичным шейным украшением 1970-х были сотуары из удлиненных звеньев, чаще всего овальных или ромбовидных, вырезанных из кораллов, оникса, горного хрусталя, ляпис-лазури, экзотических пород дерева или слоновой кости, с соединениями из желтого золота, иногда с использованием бриллиантов. К таким сотуарам обычно крепилась крупная, часто отстегивающаяся, подвеска, по дизайну похожая на серьги, продающиеся в комплекте. Ювелиры по обе стороны Атлантики изготавливали собственные варианты подобных сотуаров, характерной чертой которых были броские, выразительные формы и насыщенные яркие цвета. Чтобы сделать изделия легче и практичнее, звенья из поделочного камня иногда заменяли золотыми элементами той же формы, покрытыми эмалью ярких цветов.

В наиболее дорогом варианте сотуары выглядели как цепи желтого золота, обильно украшенные цветными драгоценными камнями, часто кабошонами, чей цвет подчеркивали мелкие бриллианты. К ним также крепились крупные подвески, своими формами и цветами напоминающие индийские украшения.

Очень популярны были золотые цепи различного плетения, которые носили в большом количестве, обвивая по нескольку раз вокруг шеи, подобно сотуарам. Золотые звенья могли перемежаться резными бусинами или небольшими стилизованными цветами и геометрическими фигурами, покрытыми эмалью: непрозрачной, полупрозрачной и прозрачной.

Традиционные жемчужные нити не утратили привлекательности для значительной части клиентуры, однако наибольшей популярностью пользовались ожерелья, в которых жемчужины были заключены в рамки из золота с текстурой, впервые предложенные известным лондонским ювелиром Чарлзом де Темплом.

Благодаря популярности индийских мотивов, в моду вернулись бусы из цветных драгоценных камней или кораллов, которые носили в несколько рядов вокруг шеи, с центральным элементом из золота в форме стилизованного цветка или маски животного.

К концу 1970-х годов короткие ожерелья снова стали модными, на этот раз в форме полос из желтого золота, полностью усыпанных бриллиантами и украшенных цветными камнями либо просто с декоративным мотивом по центру.

Броши

Броши в 1960-х годах были очень популярны, часто их продавали вместе с серьгами того же дизайна. Наибольшим спросом пользовались стилизованные солнца и звезды из металла с разной текстурой, украшенные бриллиантами в произвольном порядке или одним крупным полудрагоценным камнем в центре; кластеры геометрических форм с аквамаринами или цитринами прямоугольной огранки; кабошоны из поделочных или полудрагоценных камней, окруженные золотыми «корнями»; а также металлические пластины с изломанными, заостренными, зубчатыми контурами, украшенные драгоценными камнями контрастных цветов. Все они были трехмерными, с ломаными линиями и текстурированными металлическими поверхностями, которые контрастировали с полированными камнями.

Интерес к природным необработанным материалам выразился во многих брошах абстрактного дизайна с камнями, кристаллами или скоплениями кристаллов, например аметиста, диоптаза или изумруда, включенными в состав кластеров асимметричной формы.

Очень популярными в этот период и в первой половине 1970-х годов были броши с круглыми раковинообразными халцедоновыми друзами, инкрустированными крошечными наростами кварца с алмазами бриллиантовой огранки или жемчугом.

Броши более дорогие, с бриллиантами и цветными драгоценными камнями, часто принимали форму несимметричных кластеров из звезд, камни для них обычно гранили «маркизой» или «грушей», чтобы добиться зубчатых контуров, типичных для этого периода. В таких трехмерных украшениях центральный камень обычно крепился «лапками» так, чтобы выступать над поверхностью изделия, как бы выпрыгивая из оправы.

Натуралистические мотивы по-прежнему проявлялись в брошах, однако на смену реализму пришла стилизация, даже в самых дорогих и сложных экземплярах. Ван Клиф и Арпельс превратили плавные линии листьев и цветов в геометрические контуры своих брошей «Гирлянда»; Картье, Мобуссан и Бушерон стилизовали листья и цветы, придавая им заостренные, колючие формы.

Броши-животные в 1960-х были, как правило, стилизованными, забавными или мистическими. Все ювелирные фирмы выпускали собственные варианты анималистических брошей, обычно из золота с полудрагоценными камнями и бриллиантами, а иногда и обильно украшенные цветными драгоценными камнями. Птицы, от попугаев до райских птичек, были особенно популярны в первые годы десятилетия.

В 1970-х годах популярность брошей пошла на убыль. Отчасти по прихоти моды, отчасти из-за того, что приобретавшие все большее распространение сотуары не оставляли места для других украшений, броши носили все реже. Среди относительно редких брошей этого десятилетия самыми типичными были те, что совпадали по дизайну с длинными сотуарами из резного поделочного камня: в форме перевитых колец или звеньев разной формы из золота с бриллиантами. Встречались также броши в виде стилизованных цветков с четырьмя-пятью лепестками, вырезанными из поделочного камня или дерева, в оправе из желтого золота и с бриллиантовой серединкой.

Влияние традиционных индийских украшений в 1970-х годах выразилось в создании брошей-кластеров, полностью усыпанных бриллиантами или бриллиантами в сочетании с цветными камнями в стиле «мугала».

По-прежнему выпускались броши с анималистическими сюжетами, обычно из желтого золота с разноцветными полудрагоценными камнями, по дизайну не отличавшиеся от брошей предыдущего десятилетия. Броши с кристаллами в абстрактных асимметричных оправах оставались популярными и в 1970-х годах, более дорогие изделия по-прежнему выполнялись в форме стилизованных цветов.

Подвески

Мода на короткие ожерелья 1960-х годов не способствовала популярности подвесок, особенно дорогих. Иногда к бриллиантовым ожерельям-полоскам с заостренными контурами прилагались отстегивающиеся подвески в форме нестрогих кластеров, зачастую с крупным цветным камнем в центре, либо подвески из одного крупного бриллианта в обрамлении мелких камней огранки «лодочка» или «груша». С другой стороны, новаторски настроенные ювелиры, заинтересованные, скорее, в производимом эффекте, чем в высокой стоимости украшения, часто украшали золотые ожерелья подвесками абстрактных форм из текстурированного золота с мелкими бриллиантами, натуральными кристаллами или поделочными материалами, заключенными в золотые решетки.

Возвращение в моду сотуаров в 1970-х годах привело к созданию множества подвесок различных форм, обычно броского массивного дизайна. Среди самых типичных были подвески с резьбой из таких материалов, как горный хрусталь, оникс, кораллы, ляпис-лазурь или дерево, по форме совпадающие со звеньями сотуара. Обычно их можно было отстегивать и носить как брошь, на прилагаемом креплении.

Мода конца I960 — начала 1970-х годов на индийские мотивы выразилась в создании длинных цепей и коротких ожерелий из желтого золота, инкрустированных изумрудами, рубинами и бриллиантами, с массивными подвесками в форме каскадов драгоценных камней; часто встречались также подвески в форме жирандолей (подсвечников) , напоминающие украшения магараджей. Дом «Ван Клиф и Арпельс» выпустил несколько восхитительных украшений из желтого золота, полностью усыпанных бриллиантами или с использованием разноцветных камней, в основном кабошонов, и бриллиантов.
1960 - 1980 годы. Ювелирные украшения и бижутерия

Браслеты

Браслеты были очень популярны в 1960-х годах, причем как гибкие ленты с драгоценными камнями, так и откидные «запястья». Наиболее типичными по дизайну были браслеты-полосы из бриллиантов различной огранки — или бриллиантов и цветных камней, — расположенных так, чтобы края изделия походили на зубцы пилы. Более традиционный дизайн подразумевал форму волнистой ленты из бриллиантов и цветных камней, трехмерной, с ломаными линиями; этим они отличались от браслетов 1950-х годов.

Очень модными в 1960-х годах считались браслеты, состоящие из перевитых полос драгоценных камней контрастных цветов и огранок, например бриллиантов огранки «багет» и цветных камней огранки «валик», «груша» или «маркиза».

«Запястья» в 1960-х годах обычно изготавливались в форме широкой неподвижной полосы абстрактного или натуралистического дизайна с асимметричными узорами из бриллиантов и цветных камней, придающих изделию ломаные колючие контуры, типичные для этого десятилетия. Вслед за браслетами-«шнурками» появились похожие «запястья»-полусферы, украшенные диагональными линиями разноцветных камней и витой золотой проволоки.

Еще одной приметой 1960-х годов был массовый выпуск «запястий» в форме животных, как из поделочных материалов, так и из текстурированного золота с блестящей эмалью, кабошонами или ограненными драгоценными и полудрагоценными камнями.

Многие их них перекликались с выпущенными Домом «Картье» браслетами «Химера» 1920-х годов и «кошачьими» украшениями 1950-х, и принимали форму чуть ли не всех представителей животного царства: слонов, лошадей, кошек, львов, тигров, быков и т.д. Их популярность продолжалась и в следующем десятилетии.

В 1960-х годах наиболее новаторски настроенные ювелиры, в частности Эндрю Грима, выпускали абстрактные «запястья» со скоплениями кристаллов.

Самый типичный браслет 1970-х годов выглядел как полоса растительных или геометрических мотивов в индийском или исламском стиле с бриллиантами и цветными драгоценными и полудрагоценными камнями, всегда в желтом золоте.

Не менее популярны в 1970-х годах были и браслеты в виде массивных широких цепей с овальными, круглыми или ромбовидными звеньями, украшенными алмазами бриллиантовой огранки в оправе из желтого золота, иногда с цветными камнями.
Браслет из золота с бирюзой и бриллиантами. Бриллиантовое запястье

Наручные часы

В 1960-х годах женские наручные часы не утратили популярности, которой достигли в 1950-х, а дизайн их оставался строгим и сдержанным. Самые типичные наручные часы этого периода состояли из крошечного корпуса, обычно круглого, в бриллиантовой рамке, на тонком плетеном золотом браслете. Более дорогие экземпляры, предназначенные для вечернего ношения, предполагали небольшой корпус в бриллиантовой рамке с растительными мотивами и браслет в виде ряда бриллиантов. Такой дизайн был распространен и в 1950-х годах, однако в 1960-х контуры браслетов и бриллиантовых рамок стали более ломаными и острыми благодаря использованию бриллиантов огранки «маркиза» и «груша» в креплениях-«лапках».

К концу десятилетия многие ювелиры и производители часов уже экспериментировали с броскими, дерзкими и новаторскими формами. По заказу компании «Омега» Эндрю Грима создал коллекцию фантастических скульптурных наручных часов, на которых циферблат помещался либо внутри камня, либо под ним, с браслетами монументальных размеров. Пиаже, Шопар, Патек Филипп разрабатывали часы, предназначенные, скорее, чтобы украшать руки, а не показывать время: на широких асимметричных браслетах с цветными пластинами из поделочных материалов в бриллиантовых рамках, с циферблатами, замаскированными в соответствии с общим дизайном изделия; либо с золотыми браслетами-цепями, инкрустированными драгоценными камнями, и крупными циферблатами из различных поделочных материалов.

В 1970-х годах наиболее типичные женские часы также обладали крупным циферблатом; он мог быть круглым или квадратным, со скругленными углами, часто из пластины поделочного материала, либо полностью усыпанным мелкими бриллиантами. Рамка вокруг циферблата состояла либо из бриллиантов, либо из разноцветных комбинаций поделочных материалов с бриллиантами. Браслеты изготавливались из желтого золота различного плетения, встречались также браслеты со звеньями, вырезанными из поделочных материалов попеременно с золотыми.

Изредка ювелиры встраивали небольшие часы в браслеты с драгоценными камнями, циферблат таких часов скрывался за откидной крышкой. Знаменитые швейцарские часовые фирмы, стремясь завоевать ближневосточный рынок, а также под влиянием индийской традиции, выпускали браслеты / наручные часы из желтого золота с бриллиантами, браслеты и циферблаты которых выполнялись в стиле исламского искусства.

Кольца

В 1960-х и 1970-х годах кольца были на вершине популярности. Модницы надевали даже по нескольку колец на один палец.

Новинкой 1960-х годов в дизайне колец стало завышенное крепление центрального крупного камня или кластера. Как и прочие украшения, кольца в этот период отличались ломаными зазубренными контурами, образованными камнями огранки «маркиза» или «груша». В моде были обрамления «балерина», когда центральный камень окружали волнообразно расположенные бриллианты.

Традиционные бриллиантовые кольца-солитеры уступили место трехмерным кластерам.
В кольцах меньшей стоимости использовались крупные кабошоны и жемчужины, их могла окружать золотая решетка с бриллиантами или узор, напоминающий лунную поверхность. Ювелиры плавили золото, придавая ему абстрактные формы кристаллов или морского дна, усыпали золотые поверхности
разноцветными драгоценными камнями, создавая эффектные, броские кольца. Типичной приметой 1960-х годов было использование кристаллов и скоплений кристаллов в дизайне колец, то же самое относится и к следующему десятилетию.

Очень популярными в 1960-х и 1970-х годах были кольца-сферы, впервые выпущенные Домом «Ван Клиф и Арпельс» в середине 1930-х годов и многократно трансформировавшиеся в последующие десятилетия. На кольце-сфере по диагонали располагались ряды жемчуга, золотых бусин и бусин поделочного камня, оно являлось частью популярной парюры «твист», созданной в 1962 году. В вариациях этого дизайна, созданных в 1970-х годах, практически всегда использовались желтое золото и крупные, часто драгоценные, камни в эффектных хроматических комбинациях.

В 1970-х годах по-прежнему модными были кольца с кластерами; более строгие по дизайну, чем в предыдущем десятилетии, они изготавливались из желтого золота с бриллиантами огранки «багет».

Широкая популярность украшений из резных поделочных камней выразилась в создании многочисленных скульптурных колец из кораллов, ляпис-лазури, кроцидолита, оникса, слоновой кости в форме перевитых окружностей, полумесяцев, бриллиантов и т.д., практически всегда с мелкими бриллиантами.

Добавить комментарий