Восьмое десятилетие XX века часто называют «годами алчности и пресыщения», и действительно, в этот период представители наиболее обеспеченных слоев, чьи капиталы пополнялись за счет развития промышленности, с удовольствием тратили деньги на предметы роскоши дорогих, эксклюзивных марок. Тогда же коренные изменения произошли в социальной и профессиональной роли женщин.
Процесс эмансипации, начавшийся в первые годы XX века, достиг той точки, когда для женщин практически не осталось недоступных сфер деятельности. Образованные и целеустремленные, женщины хотели носить вещи, подчеркивающие их новую роль в обществе.
Романтический стиль с этническим налетом, столь любимый в 1970-х годах, был вытеснен одеждой, соответствующей образу жизни бизнес-леди.
Главным фаворитом в этом десятилетии был строгий костюм с широкими плечами, который можно было носить с утра до вечера, на совещания и в оперу. Джорджио Армани, которого часто называют «Шанель 1980-х», отлично угадал эту потребность современной женщины и предложил ей свои приталенные пиджаки, пальто и блейзеры, достаточно женственные, но явно заимствованные из мужского гардероба.
Пурпурный бархат и разноцветные узоры в восточном стиле сменили нейтральные, официальные цвета: бежевый, серый и синий. Черный был самым модным цветом десятилетия как в дневной, так и в вечерней моде, часто в сочетании с яркими деталями цвета фуксии, оранжевыми, бирюзовыми или яблочно-зелеными.
Перемены в моде повлекли за собой и новые тенденции в ювелирном дизайне: украшения стали более крупными, броскими, отражающими новоприобретенный статус женщины. Раньше женщины лишь принимали драгоценности от возлюбленных, мужей и отцов. Теперь же материальная независимость позволяла женщине самой выбирать и покупать себе украшения, равно как и одежду и аксессуары.
Работающая женщина 1980-х, в своем архетипическом облике, хотела приобрести практичные драгоценности, красивые и удобные в носке, подходящие к ее насыщенному графику. Длинные сотуары и подвески 1970-х годов постепенно уступили место более коротким украшениям на шею. В бесконечных вариациях производились «ошейники» начала XX века. С возвращением в моду пальто и жакетов популярными стали броши, редко использовавшиеся в 1970-х годах. К современным коротким стрижкам как нельзя лучше подходили крупные, броские разноцветные серьги — кластеры или висячие.
Желтое золото было самым популярным металлом для украшений, в которых женщины ходили и на работу, и на вечеринки. Их украшали бриллиантами, рубинами, изумрудами и сапфирами.
Новым было использование драгоценных и полудрагоценных камней, выбранных исключительно благодаря их цвету. Нежно-желтые, бледно-розовые, светло-голубые сапфиры, розовые рубины и бледно-зеленые изумруды сочетались с прочими разноцветными камнями: зелеными и розовыми турмалинами, темно-красными гранатами, лимонно-желтыми цитринами, салатными оливинами и пурпурными аметистами.
Индиколит и синий топаз широко использовались благодаря их привлекательным голубым оттенкам.
Открытие в Западной Австралии месторождения Аржиль в 1979 году привело к насыщению рынка розовыми бриллиантами, небольшими, но интенсивно окрашенными и привлекательными, которыми полностью усыпали дорогие украшения. Отказавшись от традиции окружать цветные камни бриллиантовыми рамками, ювелиры 1980-х годов обратились к дерзким цветовым сочетаниям 1920-х и начали комбинировать изумруды с оранжевыми гранатами, рубины — с аметистами, сапфиры — с желтыми цитринами. Гранильщики экспериментировали со всевозможными фантазийными формами, часто выполняя заказы ювелиров на уникальную огранку камней для конкретного украшения. Очень модными были кабошоны из цветных камней. рубины, изумруды и разноцветные бусины, с гранями или просто полированные, собирались в ожерелья-нити индийского стиля. Серьги украшались подвесками из полудрагоценных цветных камней.
Пользовался популярностью и культивированный жемчуг, к концу десятилетия особенно модными стали очень крупные культивированные жемчужины, называемые жемчугом «Южных морей» — их выращивали в теплых водах побережий Австралии, Бирмы, Индонезии и Филиппин. Эти жемчужины, вырастающие в раковине крупного морского моллюска pinctada maxima, имели размер более 10 мм в диаметре, на рынке встречались нечасто и стоили очень дорого при условии правильной формы, красивого цвета и отсутствия дефектов. Однако с развитием технологий выращивания рынок оказался перенасыщен, и цены на такие жемчужины к концу 1990-х годов значительно сократились.
Основная тенденция 1980-х годов состояла в производстве практичных украшений, подходящих к динамичному и активному образу жизни современной женщины; обычно такие изделия характеризовали плавные, округлые контуры, полностью отличные от зубчатых краев изделий абстрактного и ориентального дизайна предыдущего десятилетия. Геометрический дизайн, стилизованные природные мотивы и симметрия победили, и теперь все западные ювелирные дома придерживались этой тенденции, после десятилетия полной свободы и отсутствия общепринятой эстетической концепции.
Самые дорогие украшения западных ювелирных домов обычно состояли из очень редких и дорогостоящих камней в простых оправах, позволяющих оценить все их лучшие качества.
В основном, они предназначались для покупателей с Ближнего Востока. Неудивительно, что даже в 1980-х годах они изготавливались в традиционном стиле и с единственной целью — продемонстрировать красоту и размер камней, обычно сопровождаемых геммологическим сертификатом.
Однако более новаторски настроенные ювелиры, в частности Константино Булгари и Марина Б., создавали уникальные произведения мягких округлых форм, в которых крупные и дорогие драгоценные камни идеальной огранки и чистоты сочетались с мелкими, контрастного цвета.
Дома «Ван Клиф и Арпельс», «Картье», «Шоме» и «Бушерон» продолжали выпуск классических элегантных драгоценностей со слегка обновленным дизайном. Нью-йоркская фирма Гарри Уинстона поддерживала свою многолетнюю славу создателей украшений с крупными уникальными бриллиантами и цветными камнями. Лондонская фирма «Граф» вышла на ведущие позиции в области дорогостоящих изделий благодаря своим украшениям с редчайшими и самыми крупными цветными драгоценными камнями: бирманскими рубинами, кашмирскими сапфирами, колумбийскими изумрудами, бриллиантами идеальной белизны и чистоты, а также бриллиантами ярких цветов.
К концу 1980-х годов настроения в обществе изменились, и на смену роскоши пришла сдержанность. Богатство более не поощрялось. Наряды 1980-х годов, приталенные, с подкладными плечиками, сменились одеждой менее строгих форм, которая требовала и менее кричащих украшений. Яркие цветовые комбинации 1980-х годов теперь казались безвкусными, а обширные поверхности полированного желтого золота, окружавшие их, — слишком блестящими.
Дизайн украшений изменился мало, а выглядеть по-новому они стали благодаря переосмыслению классических мотивов 1980-х и другим сочетаниям цветов. Белое золото и платина постепенно возвращались в моду, а к концу десятилетия доминировали над прочими металлами, цветовая гамма украшений стала более нежной и приглушенной. Дом «Булгари» создавал свои фирменные изделия теперь уже из белого золота с бриллиантами. Женевская фирма «Де Гризогоно» очень вовремя выпустила коллекцию украшений с простыми линиями и округлыми контурами, в которых цветные камни и бриллианты окружены изящными оправами, усыпанными черными бриллиантами.
Натуралистические мотивы получили свежее, цветное, часто скульптурное воплощение, с необычными камнями в оригинальных цветовых сочетаниях и с поверхностями, полностью усыпанными мелкими разноцветными драгоценными и полудрагоценными камнями. Множество ювелиров по обе стороны Атлантики в поисках вдохновения обратили взгляды на растительное и животное царства. Многие экспериментировали с новыми, не привычными для ювелиров металлами. сапфиры , гранаты, турмалины и даже бриллианты использовались во всем разнообразии их оттенков.
Женевская фирма ESG создала в конце 1990-х годов новую нишу в ювелирном деле благодаря авангардному подходу к разработке и производству ювелирных изделий. Под руководством Эмануэля и Софи Гийом, убежденных, что традиционный набор металлов ограничивает их творческую активность, фирма ESG начала выпуск авторских украшений экзотического дизайна, но практичных в носке. Их любимым материалом был титан, металл космического века, отличающийся прочностью и легкостью, и в течение нескольких лет они экспериментировали со сплавами титана и золота, добиваясь сочетания физических характеристик первого с податливостью второго. В изделиях ESG заметны выраженные натуралистические мотивы, и они так легки, что цветы и насекомые, созданные в мастерских этой фирмы, легко удерживаются даже на самых тонких тканях.
Мишель делла Балле в Женеве и Кантамесса в Валенсии использовали флору и фауну в качестве источника вдохновения для эффектных и зачастую забавных украшений с предельно разнообразной палитрой, которые так полюбились покупателям конца XX века. Одуванчики и листья плюща, тюльпаны и розы, змеи и бабочки, экзотические рыбы и морские обитатели — вот далеко не полный список форм, которые принимали их изделия, отличающиеся яркими контрастами и цветовыми переходами драгоценных камней.
Фирма «Джимель», восхитительно интерпретировавшая природные сюжеты в последнем десятилетии XX века, была организована в 1992 году талантливым японским дизайнером Каору Каи Акихара. Она получила отличное образование, изучив, наряду с экономикой, ювелирным дизайном и живописью, традиционное японское искусство икебаны и законы чайной церемонии. Последние явно оказали влияние на дизайн изделий фирмы «Джимель». С присущей японскому искусству тонкостью, они воплощают неуловимые моменты смены времен года. В них заметны эфемерные черты сезонных изменений: нежно-розовые весенние бутоны, насыщенные желтые тона летних цветов, багряные осенние листья превращаются в украшения с помощью тщательно подобранных по оттенку драгоценных камней. По мнению Каору Каи Акихары, «за украшением должна стоять история», и множество ее произведений с оборотной стороны украшены крошечными деталями, например, по изнанке броши-листа ползет маленькая улитка — секрет, которым обладательница украшения может поделиться с другими, а может и сохранить его только для себя. Благодаря подобным деталям изделия фирмы «Джимель» являются уникальными и совершенно особенными.
В 1993 году в ювелирный дизайн вернулась фирма «Шанель», быстро добившаяся популярности. Ее приход на рынок был ознаменован выпуском впечатляющего ожерелья из платины с бриллиантами в форме кометы, одного из самых удачных ювелирных изделий Дома «Шанель», представленного в составе бриллиантовой коллекции в 1932 году, в которой изобиловали мотивы падающих звезд. Звезды, полумесяцы и солнца с лучами часто встречаются в коллекциях Дома «Шанель», вместе с их фирменной камелией, украшенной рубинами или бриллиантами, либо вырезанной из нефрита или халцедона.
Начало десятилетия характеризуется выпуском украшений, сохраняющих броские скульптурные формы 1980-х, но из белого металла — платины или, реже, белого золота.