Тиары и украшения для волос
Для 1860-х годов типичными были тиары из золотых листьев в археологическом стиле или «а-ля Грек», с наивысшей точкой в середине лба и понижающиеся к краям, а также тиары из бриллиантовых завитков в стиле Людовика XVI с жемчужными, бриллиантовыми или изумрудными подвесками-каплями.
К концу 1870-х годов в моду вошла русская тиара, состоящая из небольших бриллиантовых зубцов; постепенно этот дизайн развился до сложных лучеобразных форм и оставался популярным на протяжении последних двух десятилетий века.
Шиньоны обычно украшали шпильками. Головки на них могли быть выполнены в форме изысканных бриллиантовых звезд, птичек, цветов, солнц, полумесяцев, бабочек и колибри, на недорогих шпильках это были просто шарики из гагата, золотой филиграни или панциря черепахи с инкрустацией.
Гребни
Гребень был распространенным украшением для волос того периода, его носили и надо лбом, как диадему, и на затылке, там, где волосы собирались в шиньон. Верхнюю часть гребня, обычно золотую, украшали кораллы, полудрагоценные камни или эмаль с геометрическими узорами в греческом стиле, зубцы гребня делались из панциря черепахи.
Испанские гребни, полностью вырезанные из панциря черепахи, также пользовались популярностью. В 1870-х годах изготавливались также гребни в форме золотой ленты, бандо, с разнообразными узорами, окружающие голову надо лбом от уха до уха.
Парюры
Парюры с бриллиантами и цветными драгоценными камнями встречались не очень часто, их, скорее, заменяли гарнитуры из броши и серег или подвески и серег.
Золотые парюры, однако, по-прежнему были в почете, их делали либо в археологическом стиле, либо из «окрашенного» золота с мелкими самоцветами, либо с эмалью, обычно бирюзового цвета.
Типичная парюра 1860-х включала в себя ожерелье из трубчатых подвижных деталей, поддерживающих овальные подвески, а также серьги и браслет; многие подобные экземпляры сохранились по сей день в своих оригинальных футлярах.
Изготавливались также парюры с камеями из кораллов или раковин либо полностью усыпанные небольшими, подогнанными по размеру кусочками бирюзы.
Более изысканные парюры, с тигровым когтем, украшенным резьбой, в золотой гравированной оправе, стали очень модными в 1870-х годах, многие из них делались в Индии, особенно в Калькутте. Полупарюры, включающие брошь и серьги или медальон и серьги, из «окрашенного» золота с бирюзой и розовыми кораллами сохраняли свою популярность на протяжении всего этого периода. Броши обычно могли выполнять и функцию подвесок.
Иногда брошь и пару серег прикалывали на бархатную ленточку и носили на шее как колье.
Серьги
Серьги в 1860-х и 1870-х годах были очень популярны: они отлично подходили к прическам того времени, когда волосы зачесывали ото лба к затылку, к глубоким декольте бальных платьев и скромным горловинам платьев повседневных. Размер серег постоянно менялся, а в конце 1860 — начале 1870-х годов они стали просто огромными и чуть ли не лежали на плечах. Чаще всего они были золотыми, с эмалью для дневного ношения, с жемчугом и драгоценными камнями — для вечера.
По форме это могли быть сферы, капли, кольца, овалы с бахромой, кресты, ромбы, цветы и звезды. Археологические находки привнесли в ювелирное искусство и новые формы: амфоры, перевернутые капли с грануляцией, розетки, ажурные решетки, трезубцы и многие другие.
В 1870-х годах в моде были серьги с обыденными мотивами: в виде насекомых, рыбок, цветов, ящериц, корзиночек с цветами, птичьих клеток, ветряных мельниц, колокольчиков, плотницких инструментов, вееров, ключей, тарелок и прочих предметов повседневного обихода. Несмотря на повсеместно распространившуюся моду на серьги, самые крупные и длинные изготавливались в Англии.
Ожерелья
Ожерелья были достаточно короткими, часто из «бразильских» или подвижных трубчатых звеньев, и практически всегда с одной, тремя, пятью или более подвесками различных фантазийных форм. Греческое и этрусское искусство стали неисчерпаемым источником мотивов для таких подвесок: это были урны, желуди, амфоры, маски, медальоны, перевернутые капли и т.п. В моде также были круглые куполообразные медальоны с синей эмалью и узором-звездой из жемчуга и бриллиантов, из карбункула в обрамлении бахромы с кисточками на концах или аметиста с инкрустацией в форме цветка или звезды. Египетские, этрусские и классические археологические находки вдохновляли ювелиров на создание ожерелий с эмалью, мозаикой, камеями и инталиями.
Длинные золотые цепочки по-прежнему украшали корсажи, талии и шеи. Предполагалось, что к ним должны прикрепляться часы, однако их часто носили и сами по себе.
Новая модель цепочки для часов — «Леонтина», названная в честь известной актрисы того времени, состояла из золотой цепочки изысканного плетения с кисточкой на одном конце и часами — на другом, концы скреплялись прямоугольным или овальным зажимом с чеканкой и самоцветами.
В Париже недорогие и разнообразные цепочки изготавливал Огюст Лион (1830-1895).
Броши
Примерно в 1860 году дизайн большинства брошей изменился с горизонтального на вертикальный, то есть стал располагаться по вертикальной оси. Он лучше подходил к изменяющимся функциям этих изделий, которые могли служить также подвеской или центральным звеном браслета. Нежные и изысканные узоры начала 1860-х годов в 1870-х сменились на строгие самоцветные оправы, окружающие центральный декоративный мотив, украшенный в четырех точках драгоценными камнями наподобие компаса, с прикрепленной к нему похожей подвеской. Такой дизайн оставался преобладающим до конца XIX века.
Некоторые изделия сохраняли типичную для XVIII века форму жирандоли.
Круглые золотые броши, ассоциирующиеся с 1860-ми годами, в центре обычно были украшены бирюзой, кораллами или эмалью куполообразной формы либо агатом, карбункулом или аметистовым кабошоном, инкрустированным жемчугом или бриллиантами. Окрашенные инталии также были в моде. Характерны для того периода и круглые броши из панциря черепахи с инкрустацией.
В дизайне брошей этого периода часто встречаются греческие, этрусские и египетские мотивы. Овальные или круглые оправы для брошей с римскими мозаиками, камеями и миниатюрами украшались витой проволокой и грануляцией.
Броши с кельтскими мотивами, часто копирующие оригиналы железного века, и броши с шотландской «галькой» также пользовались спросом.
Броши с природными мотивами из золота с полудрагоценными камнями или с бриллиантами и драгоценными камнями «en tremblant», обычно выполнялись в форме веточки с цветами, птички-колибри или павлиньего пера.
Броши в форме звезд и насекомых вошли в моду в конце 1860-х годов, и оставались на пике популярности до конца XIX века. Бриллиантовые броши-звезды были плоскими и простыми по дизайну. Броши-насекомые позволили ювелирам реализовать их тягу к природе: полностью усыпанные бриллиантами или с бриллиантами и цветными камнями, заменяющими крылышки, они порой выглядят настолько реалистично, что походят, скорее, на плод трудов энтомолога, а не изделие ювелира. Бабочки, пчелки, стрекозы и паучки во множестве украшали корсажи, рукава и чепчики модниц.
В 1870-х годах неотъемлемой принадлежностью повседневного наряда дамы, следящей за модой, были спортивные броши. Охотничьи броши в форме седел и стремян, броши наездника в форме шапочек и подков, броши игрока в гольф с клюшками и мячами сохраняли большую популярность вплоть до наступления XX века.
Памятные броши с миниатюрами из волос, покрытыми глазурью, по дизайну и сюжетам походили на те, что изготавливались в предыдущие два десятилетия.
Подвески
Подвески в 1860-х и 1870-х годах были очень популярным шейным украшением, их носили на золотых цепочках, жемчужных нитях и бархатных ленточках. Самыми модными считались хольбейнские подвески, унаследовавшие форму и рисунок из эпохи Ренессанса, однако, вопреки названию, не прямо заимствованные по дизайну у Хольбейна. Обычно они состояли из центрального камня, чаще всего карбункула, в окружении полихромной выемчатой эмали с растительными и цветочными мотивами, усыпанной бриллиантами или хризобериллами, со схожей по дизайну ромбовидной подвеской. У лучших экземпляров на оборотной стороне имелась гравировка с узорами из завитков и растений. Хольбейнские подвески часто продавались в комплекте с парой висячих серег того же дизайна.
Пользовались спросом кресты и ромбовидные подвески в духе Ренессанса, с эмалью и самоцветами, на сходной по дизайну эмалевой цепочке. Лучшие из них были созданы Джулиано.
Дешевые кресты делались из панциря черепахи с инкрустацией, серебра и гагата.
Археологические находки в изобилии предлагали формы и мотивы для великолепных золотых подвесок этого периода. Буллы, скарабеи, урны и амфоры из матового золота, часто украшенные витой проволокой и грануляцией, оставались в моде с середины 1860-х до конца 1870-х годов. На пике популярности в 1870-х оказались крупные овальные золотые медальоны, часто с самоцветами, эмалью и чеканкой в виде монограмм, звезд, насекомых, узлов, пряжек и змей. К концу 1870-х годов появились похожие медальоны из серебра с гравировкой.
Траурные медальоны, как правило, вырезали из гагата, а подвески делали с ониксом и жемчугом.
Браслеты
Все так же модно было носить по два-три браслета на каждой руке. Типичны были золотые браслеты, по плетению похожие на корабельный канат — солидные с виду, но на самом деле легкие, а также подвижные золотые ленты с ювелирным центральным звеном или застежкой.
Интерес к эпохе Ренессанса выразился в появлении браслетов из прямоугольных звеньев с эмалью, часто ажурных, украшенных самоцветами, а также золотых и эмалевых запястий скульптурной формы.
Греческое и этрусское влияние привело к появлению браслетов с прямоугольными золотыми пластинами, украшенными тончайшей грануляцией и витой проволокой, браслетов с эмалями, старинными монетами и камеями в простых золотых оправах, а также браслетов из звеньев-розеток.
Самым модным украшением для рук в 1870-х годах стали так называемые «запястья». Обычно «запястья» изготавливались в форме широкой золотой ленты, в центре которой располагался круглый, обычно отстегивающийся, декоративный мотив с самоцветами или эмалью, либо полностью усыпанный кабошонами или камнями с огранкой. Широкие золотые «запястья» 1860-х годов могли быть покрыты гравировкой с ассирийскими или греческими узорами; успешно использовались также эллинистические мотивы в виде головы овна. Лицевую часть «запястий» в археологическом стиле часто украшали римские мозаики.
Замкнутые и незамкнутые «запястья» с бриллиантами и жемчугом в сочетании с полудрагоценными камнями обычно были шире, чем похожие по дизайну «запястья» последних двух десятилетий XIX века, с несколькими рядами жемчужин и самоцветов.
Кольца
Кольца по-прежнему делались с кластером из камней в форме цветка либо в форме дуги. Позднее среди них стали встречаться золотые полосы с рядом расположенных по размеру камней, с мотивом «лодочка» или «маркиза» либо со звездой из трех бриллиантов или цветных камней. Кольца с одним камнем обычно изготавливались в форме широкой золотой полосы, которая в центре разделялась и превращалась в розетку с креплениями, удерживающими камень на месте.
В 1875 году новинкой стали «цыганские» кольца: они состояли из полосы золота, в которую самоцвет утапливался так глубоко, что его верхняя грань оказывалась вровень с поверхностью металла. Помимо того, что этот дизайн был привлекательным и модным, такая оправа защищала самоцвет и позволяла маскировать дублеты и композитные камни. Встречались также плоские золотые кольца в форме змеи, иногда с глазами из драгоценных камней.
Памятные кольца обычно принимали форму золотой полосы, окруженной плетением из волос или украшенной жемчугом и черной эмалью.