1840 — 1860 годы. Ювелирные украшения этого периода

1840 - 1860 годы. Ювелирные украшения этого периода Ювелирная мода

Тиары и украшения для волос

Тиара из трех элементов в форме ветви с цветами, которая скорее окружала лицо, чем увенчивала голову, впервые появившись в конце 1830-х годов, сохраняла свою популярность. К середине XIX века боковые элементы стали украшать подвесками «en pampille» с каскадами бриллиантов, имитирующих струи дождя, капли росы или семена, высыпающиеся из цветов. Еще одной распространенной формой тиары был венок из роз, ягод или колосьев.

В 1840-х годах благодаря повальному увлечению Средневековьем и Ренессансом в больших количествах изготавливались тиары из золота с самоцветами архитектурного, готического дизайна. В 1850-х самыми модными считались тиары из кораллов.

К концу этого периода впервые появились диадемы со звездами, усыпанными бриллиантами. Женщины дополняли прически не только специальными украшениями для волос — шпильками и плюмажами, — но и прочим содержимым своих шкатулок: брошами, ожерельями и жемчужными нитями. Плюмажи и шпильки украшали цветами, листьями, ягодами и гроздьями винограда; распространенными мотивами были также звезды и стрелы, усыпанные жемчугом, бриллиантами и самоцветами.

Гребни

Для причесок, модных в 1840-е годы, когда волосы собирались в несколько шиньонов на затылке, изготавливались узкие невысокие гребни, обычно украшенные бусинами из кораллов или камеями, жемчугами и бриллиантами.

Парюры

Для середины XIX века были характерны парюры: из кораллов с резными растительными узорами; с целыми веточками кораллов; из отдельных коралловых камей; из мелкого жемчуга с растительными узорами; из золотых завитков с полудрагоценными камнями и, зачастую, с эмалью, бриллиантами и цветными камнями, чаще всего рубинами; с камеями из лавы; с мозаиками, римскими или флорентийскими; из резной слоновой кости.

Слащавые сентиментальные сюжеты характерны для эмалей, встречающихся в подобных изделиях.

Менее строгие полупарюры также пользовались спросом в 1840-х и 1850-х годах. Обычно их изготавливали из штампованного золота с полудрагоценными камнями; в них могли входить два или три различных предмета, например, ожерелье и серьги, брошь и серьги, ожерелье и брошь, и т.д.
Брошь с эмалью и бриллиантами

Серьги

В 1840-е годы серьги практически не носили, поскольку уши, как правило, полностью закрывали волосами. Постепенно в 1850-х серьги вернулись в моду, поскольку теперь волосы зачесывали назад. По размеру такие серьги были небольшими и часто длинными.

Креольские серьги, в виде полумесяцев, — типичны для начала 1850-х годов, кроме того, были в моде серьги в виде плоских колец, небольших сфер или вытянутых бусин, а также из небольших чеканных золотых листьев с полудрагоценными камнями, заменяющими ягоды. Серьги-подвески часто выполнялись в форме колец или резных цветов из кораллов. Более дорогие бриллиантовые серьги были с привычными растительными мотивами.

Кольца

Модный мотив змеи присутствовал и в дизайне колец: это могла быть змея, обвивающая палец, с глазами из самоцветов. Увлечение Средневековьем и Ренессансом привело к созданию золотых колец с чеканкой высокого рельефа с фантазийным сюжетом. В большом количестве производились кольца-полуокружности с рубинами, сапфирами, изумрудами, кораллами и бриллиантами.

При помолвке в 1850-е годы, как правило, дарилось кольцо-полуокружность с половинками жемчужин. Кольца с кластерами были очень натуралистичных форм, чаще всего это был цветок. К 1860-м годам появились кольца в виде золотой ленты с пряжкой. Траурные кольца состояли из золотого ободка с полоской, сплетенной из волос, или с черной эмалью.

Ожерелья

Ожерелья были, как правило, короткими, облегающими шею, с растительными мотивами. Типичное ожерелье 1840-х годов представляло собой змею с телом из звеньев-чешуек, головкой, украшенной эмалью с узором из бриллиантов, и глазами из рубиновых кабошонов. Менее дорогостоящие экземпляры делались из золотых чешуек, усыпанных бирюзой, с головкой, полностью покрытой бирюзой, и глазами из рубинов и бриллиантов. Были также экземпляры с золотыми чешуйками и головкой, украшенной различными полудрагоценными камнями. Весьма схожие с настоящей змеей, такие ожерелья часто дополнялись подвеской в форме сердца или медальоном, свисающим из пасти.

Прочие ожерелья делались в форме кластеров из самоцветов, соединенных золотыми или жемчужными звеньями, или в форме цепочек с многочисленными каплевидными подвесками из разноцветных камней в обрамлении растительных узоров.

Еще одна разновидность ожерелья состояла из золотой цепи с центральным мотивом «картуш» с самоцветами; свободные концы цепи проходили под этим мотивом или свисали фестонами по обеим его сторонам.

Ожерелья из коралловых или лавовых камей были в моде наравне с коралловыми бусами и жемчужными нитями. Как и ранее, популярны были ривьеры из разноцветных камней в простых золотых оправах-ободках с подвеской-крестом в центре.

На шее носили также бархатные или шелковые ленточки с крестом, застегивающиеся ювелирной пряжкой или пуговицей. Золотые цепочки носили на всем протяжении этого периода, с часами или без, часто украшенные золотыми и самоцветными застежками в форме перчатки.

Броши

Броши были преимущественно крупными, овальной, продолговатой или ромбовидной формы. Мотив на них располагался по горизонтальной оси, часто они снабжались
одной, двумя или тремя подвесками или кисточками.
В большинстве случаев их можно было носить и как подвески.
В конце 1850-х годов броши стали меньше.

Бриллиантовые броши-ветви и крупные украшения для корсажа в форме букетов были в моде в 1840-х и 1850-х годах. Часто их дополняли листья с зеленой эмалью, каскады бриллиантов или жемчуга «en pampille», а головки цветков прикреплялись «en tremblant». Недорогие броши с природными мотивами состояли из золотых листьев и веток, переплетающихся вокруг камня.

Типичными для 1840-х и начала 1850-х годов были броши с алжирскими мотивами, в форме узлов, ремешков, перевитых лент, кисточек и шнурков из золота, окружающих полудрагоценные камни, в частности аметисты, аквамарины и гранаты.

Среди модных мотивов для брошей в середине XIX века почетное место занимала змея, за ней шли листья и цветы, а также банты и узлы с бирюзой и бриллиантами. Очень популярны были броши в форме ленточек из синей эмали, переплетающихся с бриллиантовыми растительными узорами, а также золотые ленточки с филигранью и гранатами.

Броши из менее дорогих материалов изготавливались в форме щитов, подвязок и крестов с шотландской галькой, резной слоновой костью, кораллами или мореным дубом. Камеи, мозаики и женевские эмали превращались в броши при помощи золотых оправ с узорами из переплетающихся листьев.
Две броши из позолоченного металла со стразами, типичные для середины XIX в

Подвески

В 1840-х годах наибольшей популярностью пользовались подвески в форме «крест а-ля-Жанетт»; такой крест мог быть перевит змеей, он подвешивался к сердечку, обычно просто золотому, но иногда украшенному эмалью и усыпанному жемчугом, бирюзой, рубинами и прочими камнями. Особенно выигрышно смотрелись кресты, вырезанные из граната и украшенные бриллиантами.

Мальтийские кресты с синей эмалью и бриллиантами также пользовались спросом.

Медальоны, круглые и небольшие в 1840-х годах, овальные и массивные в 1850-х, носили как на цепочках, так и на бархатных ленточках; внутри обычно имелась надпись и хранилась прядь волос.

Лицевая сторона была из золота с гравировкой или эмалью, ее мог украшать узор в виде насекомого или растения из полудрагоценных камней.

Подвески из карбункулов и бриллиантов с природными мотивами были в большом почете. Медальоны и подвески сентиментального назначения часто изготавливались в форме сердца с эмалью и самоцветами.

Браслеты

Браслеты были самым распространенным украшением романтического периода, их в больших количествах надевали на каждую руку, как парньге, так и одиночные. Днем они украшали запястья, вечером — перчатки или обнаженную руку между перчаткой и локтем. В 1840-х годах можно было не надевать никаких других украшений, кроме браслетов.

Типичный для того времени браслет представлял собой змею, обвивающую руку. Недорогие образцы изготавливались из золотых чешуеобразных звеньев, иногда с бирюзой, с застежкой в форме змеиной головки с эмалью или самоцветами. Дорогостоящие же состояли из шарнирных сегментов с эмалью, они могли растягиваться и не нуждались в застежке. Головка и звенья тела могли быть усыпаны бриллиантами, изредка — венгерскими опалами, глаза же практически всегда делались из рубиновых или гранатовых кабошонов. Некоторые экземпляры были полностью покрыты бирюзой.

Между 1840-ми и 1860-ми годами во множестве распространились браслеты из бархатных или шелковых ленточек, кружев, бусин, волосяного плетения или золотых нитей с орнаментальной застежкой. Для застежек использовались миниатюры или камеи в золотых оправах с жемчугом или бриллиантами, встречаются и застежки из крупного камня в обрамлении растительных узоров или завитков, а также простые золотые пряжки.

Нередки были и браслеты сентиментального назначения, состоящие из портретных миниатюр.

В начале 1840-х годов появились растягивающиеся браслеты. В самом простом варианте они состояли из золотых звеньев, соединенных эластичной лентой, продетой через специальные отверстия; более сложные модели составлялись из золотых звеньев с шарнирами. Такие браслеты сразу стали популярными, поскольку их можно было надевать на запястье любого размера или на руку в любой точке.

Еще одна типичная разновидность браслета, сохранявшая свою популярность в течение некоторого времени, называлась «жаретьер» («подвязка»): такой браслет состоял из золотой ленточки, застегнутой крупной пряжкой или зажимом с эмалью или самоцветами. Свободный конец ленты часто заканчивался подобием бахромы из золота с самоцветами.

Новинкой 1850-х годов был браслет в форме стилизованной широкой манжеты из золота с эмалью и самоцветами.
Брошь с эмалью и бриллиантами
В 1850-е годы золотые браслеты с шарнирными звеньями часто украшались съемной подвеской из самоцветов в обрамлении растительных узоров. Встречались браслеты из звеньев в форме золотых завитков с центральным мотивом «картуш» или в форме широкой золотой ленты с алжирским узлом в центре.

Возникшее в середине XIX века увлечение карбункулами (из альмандиновых гранатов) вдохновило ювелиров на создание чудесных браслетов с крупными звеньями, вырезанными из граната, в обрамлении завитков из золота или бриллиантов.

Изготавливались также браслеты в форме широкой или узкой ленты с центральным звеном из самоцветного кластера, в который обычно входили гранаты, бирюза и жемчуг, или с алжирским узлом.

В 1840-х годах под влиянием готического стиля, свойственного Фроман-Мерису, появилось множество браслетов со звеньями в форме стрельчатых окон, украшенных рыцарями, ангелами и геральдическими мотивами.

Бриллиантовые браслеты с жемчугом и эмалью были простого, привычного дизайна: ленты из звеньев — круглые, S-образные или в форме завитка, — иногда с более сложным мотивом в центре.

Также в середине XIX века пользовались спросом браслеты с эмалью и самоцветами на природные мотивы: головки цветов, ягоды, виноградная лоза; в центре такой браслет мог быть украшен крупным звеном с растительными узорами.

Добавить комментарий